Ведение споров о привлечении к субсидиарной ответственности, об оспаривании сделок, о взыскании убытков с арбитражных управляющих зачастую невозможно без ответов на специальные экономические вопросы. Еще полтора года назад, по словам эксперта в области оценки активов Ильи Жарского, многие юристы считали, что проблемы определения даты объективного и преднамеренного банкротства должны быть в ведении арбитражных управляющих. Однако сегодня практика изменилась – почти во всех спорах этот процесс проходит в рамках судебных и досудебных экспертиз, которые проводят оценщики, экономисты или аудиторы.
Любой спор о привлечении к субсидиарной ответственности, согласно решению Верховного Суда РФ от 30 сентября 2019 года №305-ЭС 19-10079, должен обязательно устанавливать причины банкротства. Существуют два вида факторов – внешние и внутренние. Состояние отрасли, экономики, товарных рынков, например, относятся к первой группе, а влияние конкретных сделок – ко второй.
«У нас часто бывают ситуации, когда, изучая причины, мы устанавливаем и одни факторы, и другие. Например, на угольную компанию могло повлиять состояние рынка, когда вдруг цены на это сырье упали. В моменте наблюдается отрицательная рентабельность и ухудшение финансового положения. Менеджмент принимает решение обанкротить компанию, тем более усугубив это выводом активов. Разбирая ситуацию, видим, что наблюдалась негативная внешняя рыночная конъюнктура, которая объективно не зависит от руководителей. Но при этом контролирующие лица ухудшили ситуацию, совершая сделки», – объясняет эксперт в области разработки и сопровождения инвестиционных проектов Илья Жарский.
Рабочие формулировки для ходатайства. Эксперт отмечает, что одна из первых просьб при обращении к нему юристов – это правильная формулировка вопросов и прояснение различных практических нюансов. Отточенность формулировок в ходатайстве о назначении судебной экспертизы или при общении с экспертами поможет понять, есть ли основания для привлечения к ответственности за сомнительные сделки или преднамеренное банкротство.
Четыре основных вопроса/направления, которые советует использовать на практике Илья Жарский, на примере кейса ООО «Стандарт» (А43-20583/2016):
- Установить дату объективного банкротства, неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам в связи с превышением совокупного размера обязательств над реальной стоимостью активов. Данное обстоятельство помогает определить, имел ли место пропуск срока на подачу заявления.
- Установить причины и условия, повлекшие неспособность компании удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам.
- Установить, имели ли место со стороны менеджмента (контролирующих лиц) действия, совершенные после наступления состояния объективного банкротства компании, которые значительно ухудшили финансовое положение должника.
- Определить влияние на финансово-экономическое состояние должника сделок, совершенных в период за три года до даты возникновения объективного банкротства и до даты возбуждения производства по делу.
«Основные четыре вопроса комплексно закрывают экономическую проблематику того, что происходило с должником в рамках спора о привлечении к субсидиарной ответственности. Если есть дополнительные основания или нюансы, можно дополнительно вывести отдельные вопросы про конкретную сделку в ходатайстве: как она повлияла на финансовое состояние должника, привела ли к ущербу и так далее.
Такие вопросы могут быть направлены на проверку конкретной гипотезы. Если, например, арбитражный управляющий в рамках финансового анализа установил, что конкретная дата была датой неплатежеспособности», – поясняет Илья Жарский.
Постановка правильных вопросов в ходатайстве и при работе с экспертами – это только первый этап. Как с помощью финансово-экономической экспертизы доказать юридическую позицию в банкротном споре? Какие эффективные алгоритмы применения ФЭЭ в делах о банкротстве существуют? Почему необходимо привлекать экспертов на добанкротной стадии?
Ответы на эти и другие вопросы – в вебинаре Ильи Жарского.
Источник изображения: pressfoto
Узнать больше о наиболее важных институтах банкротного права и актуальных проблемах, с которыми чаще всего сталкиваются практикующие юристы, можно на курсах повышения квалификации «Банкротство: от доктрины до судебной практики. Системный анализ» и «Банкротство гражданина».