Интернет последнее время заполонили рилсы и мемы, в которых высмеивается подход к работе поколения Z или «джензеров» — людей, родившихся с 1997 по 2012 год. В частности, большинство шуток касаются их безответственности, нежелания выкладываться на работе и завышенных требований к условиям оплаты труда.
Но прежде чем устроиться на работу, они неизбежно сталкиваются с теми же трудностями, что и когда-то выпускники-«миллениалы». Во-первых, с высокой конкуренцией на рынке. Ведь потребности в специалистах юридической сферы на рынке труда намного меньше, чем выпускников. Во-вторых, с низкими заработными платами, особенно в начале пути. И в-третьих, с отсутствием практики.
«Профессия юриста подразумевает под собой в первую очередь наличие опыта. При выполнении своих трудовых функций специалисту приходится заниматься несколькими вопросами и направлениями одновременно, и наличие практики, конечно, дает преимущество», — говорит руководитель юридической компании «Медицинское право» Андрей Бендер.
Он отмечает, что молодых специалистов сначала берут на консультативные приемы или для выполнения задач, не требующих высокой квалификации.
Работодатели довольны
При этом нельзя сказать, что компании неохотно берут зумеров с минимальным стажем на работу. Так, российский технологический университет в этом году подвел итоги шестилетнего исследования поколенческих стереотипов у студентов и работодателей. В нем приняли участие более 1200 учащихся вуза (год поступления — с 2018 по 2024), а также представители 26 компаний.
«Выяснилось, что подавляющее большинство работодателей (78%) довольны результатами, которые демонстрирует на работе поколение Z. Наиболее удовлетворены показателями младших коллег работодатели в сфере IT — 92% и промышленности — 85%. Еще 12% респондентов-работодателей указали, что испытывают «несущественные проблемы с адаптацией молодого поколения» при общем удовлетворении от выполнения KPI», — говорится в материалах исследования.
Опрошенные отмечают, что зумеры обладают высокой обучаемостью (73%), быстро адаптируются (62%) и могут справляться одновременно с несколькими задачами (42%). Среди слабых сторон — завышенные зарплатные ожидания (78%), частые жалобы на усталость (36%) и неумение принимать решения самостоятельно (12%).
Положительно отзывается о работе с «джензерами» и Андрей Бендер:
«В работе со студентами-практикантами лично у меня сложился положительный опыт. Они горят желанием, идеями и, самое главное, стремятся помочь в решении проблемы. Пусть и предлагают довольно простой путь, не просчитав риски и возможный конечный результат. А юриспруденция предполагает расчет на несколько шагов вперед, оценка возможных шагов оппонентов и т.д.».
Не всех под одну гребенку
Стоит обратиться к свежему исследованию SuperJob: специалисты портала по поиску работы опросили 1000 представителей кадровых агентств. 27% менеджеров по персоналу рассказали, что не видят минусов в работе с зумерами. Только каждый пятый эйчар (21%) отметил, что его раздражает безответственность и разгильдяйство представителей данного поколения. Еще 13% были недовольны необязательностью и недисциплинированностью.
Эксперт отмечает, что не все молодые люди похожи друг на друга. Однако схожие черты все же присутствуют.
«Мне кажется, в своем большинстве новое поколение придерживается принципа: «если не получилось, то я это брошу и пойду дальше заниматься другим». Хотелось бы пожелать им больше усидчивости, которая позволит понять плюсы профессии юриста, а также побольше сложных, интересных дел и судебных процессов. Они дадут не только закалку, но и опыт, который можно приобрести только на практике», — говорит Андрей Бендер.
Как бы много исследований ни проводилось и как бы ни относились бумеры, иксы и миллениалы к молодому поколению, уже через 5-7 лет вчерашние выпускники смогут составить ощутимую конкуренцию профессионалам. Им осталось только набраться опыта.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com