Революция на рынке труда: новые правила борьбы с «серой» занятостью

Министерство труда России разработало комплекс мер по противодействию «серой» занятости и злоупотреблениям гражданско-правовыми договорами (ГПХ). Ведомство предлагает уточнить критерии трудовых отношений и расширить полномочия инспекторов для более эффективной защиты прав работников. В нюансах инициативы разбиралась «Сфера».
Время прочтения: 8 минут

Многие работодатели намеренно заменяют трудовые договоры договорами ГПХ, лишая сотрудников социальных гарантий – это, к сожалению, довольно распространенная практика. Новые нормы позволят четко разграничить эти формы занятости, уменьшив количество спорных ситуаций. Особое внимание будет уделяться контролю над графиком, регулярностью выплат, использованием корпоративных ресурсов и участием в рабочих процессах компании.

Меры направлены на сокращение доли теневого рынка труда, который, по оценкам экспертов, составляет 15-20% от общего объема занятости.

«Согласно исследованиям, «серая» занятость наиболее распространена в строительстве и торговле (17% случаев), среди разнорабочих (13%), в малом бизнесе (9%), сфере услуг (7%) и у водителей (5%). Особенно часто неофициальное трудоустройство практикуется во время испытательного срока», – рассказывает «Сфере» генеральный директор сервиса по поиску работы и найму сотрудников GdeRabota.ru Екатерина Агаева.

Член Центрального совета Независимого Профсоюза «Новый труд», руководитель юридического отдела Сергей Довгаль отмечает, что благодаря инициативе Минтруда трудовые инспекции получат новые инструменты для борьбы с нарушениями.

«В их арсенале появится право обращаться в суд для признания «серых» отношений трудовыми, налагать штрафы до 500 тысяч рублей без судебного решения, а также использовать в качестве доказательств переписку в мессенджерах и показания коллег», – говорит эксперт.

Для недобросовестных работодателей, продолжает Екатерина Агаева, предусмотрены серьезные санкции: помимо обязательного перерасчета налогов и страховых взносов, при умышленном нарушении придется заплатить штраф в размере 40% от суммы накопленной задолженности. Если же долг превысит 15 миллионов рублей, это может повлечь уголовную ответственность.

Хотя нововведения не меняют кардинально трудовое законодательство, они существенно усиливают контроль за соблюдением прав работников и создают дополнительные барьеры для недобросовестных работодателей.

«Эффективность реформы будет во многом зависеть от качества работы трудовых инспекций и последовательности в применении новых норм», – замечает Екатерина Агаева.

Шаг к прозрачности

Сергей Довгаль говорит, что современная судебная практика по трудовым спорам нередко складывается в пользу работодателей - во многом из-за сложностей с доказыванием факта трудовых отношений. Предлагаемые же изменения смогут перераспределить бремя доказывания.

«По новым правилам именно работодателю придется подтверждать отсутствие трудового договора. Процедура рассмотрения таких дел станет проще и быстрее, ведь в качестве доказательств будут приниматься скриншоты рабочих заданий, графиков или платежных документов. Это также позволит унифицировать судебную практику и сделать решения более последовательными», – подчеркивает спикер.

«Многие из предлагаемых норм уже применяются судами на практике. Поэтому их законодательное закрепление, с одной стороны, вряд ли кардинально изменит ситуацию, но с другой - неизбежно увеличит нагрузку на судебную систему и ужесточит правоприменительную практику», – продолжает Екатерина Агаева.

Сейчас разъяснения Верховного Суда, хоть и влияют на практику, не имеют силы нормативного акта. В этом контексте законодательное утверждение четких критериев трудовых отношений - важный шаг к созданию прозрачной и единообразной системы правоприменения.

Защита прав и новые риски

Реформа трудовых отношений прежде всего направлена на обеспечение работникам положенных социальных гарантий – от оплаты больничных и отпусков до пенсионных отчислений. Легализация занятости даст сотрудникам не только защиту от внезапных увольнений, но и расширит их финансовые возможности, включая доступ к кредитным продуктам.

Как отмечает Екатерина Агаева, речь не идет о запрете гражданско-правовых договоров или самозанятости. Изменения затронут лишь случаи, когда ГПХ используется для маскировки фактических трудовых отношений.

Однако Сергей Довгаль предупреждает о потенциальных побочных эффектах:

  • возможный рост безработицы из-за сокращений у работодателей;
  • сопротивление сотрудников снижению «чистой» зарплаты после вывода из тени;
  • риск перехода части рынка в «черную» зону с расчетами в криптовалюте.

Миграционная политика

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко выступил с инициативой по ужесточению миграционной политики, предлагая пересмотреть подходы к привлечению иностранной рабочей силы. Основные предложения включают:

  1. Целевой набор: привлечение рабочей силы из-за рубежа в определенных отраслях и на конкретных объектах;
  2. Повышенная ответственность работодателей:
  • контроль за условиями проживания мигрантов;
  • обеспечение соблюдения российского законодательства;
  • мониторинг поведения привлеченных работников.
  1. Квалификационный отбор: только специалисты нужного профиля и уровня подготовки;
  2. Временный характер работы:
  • запрет на переезд членов семей мигрантов;
  • предотвращение дополнительной нагрузки на социальную инфраструктуру регионов.

Ключевая цель инициативы заключается в создании сбалансированной системы трудовой миграции. Новое правило призвано одновременно решить несколько задач:

  • обеспечить экономику необходимыми кадрами;
  • минимизировать социальные риски;
  • повысить контроль за пребыванием иностранных работников.

«Предполагается, что мигранты будут работать по договору с пакетом социальных прав, как указано в статье 327 Трудового кодекса РФ. Это значит, что у работников будет официальная оплата труда и больничные. Это лучше патентной системы, ведь сейчас большинство иностранных работников трудятся по договору ГПХ или самозанятости, а значит у них нет льгот», – замечает Екатерина Агаева.

Однако у идеи есть и свои минусы. Так, при смене работодателя мигранту придется переоформляться. Таким образом, он буквально «привязан» к одному нанимателю. Кроме того, полагают эксперты, внедрение инициативы может привести к росту социальной напряженности.

«Если инициатива Минтруда в случае реализации действительно улучшит положение работников и легализует часть из них в правовом и налоговом поле, то предложение главы региона выглядит скорее популистским. Его воплощение может серьезно обострить ситуацию на рынке труда», – подчеркивает Сергей Довгаль.

В целом реформы будет зависеть от сбалансированности и способности учесть интересы всех участников трудовых отношений.

 

 

 Изображение создано Freepik, www.freepik.com

Рекомендуем

Статья

Черный список работодателей: как в него не попасть

Правительство России утвердило правила ведения реестра работодателей, у которых были зафиксированы случаи нелегальной занятости. За какие еще провинности компании будут попадать в «черный список»? Смогут ли в дальнейшем обелить свою репутацию? И насколько данная мера повлияет на рынок труда? Эти и другие вопросы «Сфера» обсудила вместе с экспертами.

Статья

Всё о сверхурочной работе: допустимые нормы и порядок оплаты

С января по март количество вакансий с припиской «сверхурочная работа» выросло на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года – 44 тысяч предложений. Вместе с руководителем общей практики юридической компании «Эклекс» Валерией Конрат разбирались, что входит в это понятие, какова максимальная продолжительность такой дополнительной нагрузки и сколько денег получит сотрудник, если согласится.

Статья

Чайлдфри и дети до 16: как меняется Семейный кодекс

На рассмотрение в Госдуме РФ находится целый пул законопроектов, которые могут значительно повлиять на положения Семейного кодекса. Еще часть инициатив, связанных с защитой семьи и детства, напрямую касается трудового законодательства. Как эти новшества отразятся на рынке труда? Увеличится ли нагрузка на работодателей? В этих и других вопросах «Сфера» разбиралась вместе с экспертами.

Нужно хоть что-то написать