Развод по алгоритму: расторжением браков займётся нейросеть

За последние десять лет количество бракоразводных дел увеличилось в три раза: с 14 миллионов в 2014 году до 42 миллионов в 2024-м. Это значительная нагрузка на судебную систему. По официальной статистике, почти треть своего рабочего времени судьи тратят на изучение материалов дел, а две трети — на подготовку и проверку судебных решений. В профессиональной среде всё чаще обсуждают возможность использования искусственного интеллекта для помощи в делах, где можно применить стандартные процедуры — например, при разводах. Такая технология могла бы ускорить процесс и освободить специалистам время для более сложных и чувствительных ситуаций.
Время прочтения: 7 минут

Искусственный интеллект может взять на себя часть рутинных задач судьи: анализ данных, распознавание текстов, проверку доказательств, поиск правовых норм и проведение расчётов — например, по определению размера алиментов.

«Однако вся эта деятельность только сопутствующая. Судебные споры никогда не смогут быть оцифрованы настолько, чтобы быть решены без человеческого, судейского участия», — считает юрист арбитражной практики Павел Каляев.

Категория семейных споров — одна из самых сложных и деликатных. Здесь правовые вопросы тесно связаны с личными переживаниями и чувствами. Разводы, споры о детях, раздел имущества — все эти ситуации сопровождаются сильными чувствами, обидой и болью. Каждая семейная история уникальна, а решение суда влияет на судьбы людей, в особенности детей.

«В таких делах судья играет особую роль. Он должен руководствоваться не только нормами Семейного кодекса РФ, но и оценивать ситуацию с точки зрения морали, справедливости и жизненного опыта. Судья выносит решение, руководствуясь законом и собственным убеждением, а значит — учитывает совесть и эмпатию», — отмечает спикер.

По словам Павла Каляева, ИИ лишён способности чувствовать и понимать контекст человеческих отношений. Он способен обработать тысячи документов, но не уловит переживания сторон и не распознает скрытую драму, а значит — не сможет вынести по-настоящему справедливое решение. Поэтому ИИ не в состоянии полностью заменить живого судью при рассмотрении семейных споров.

Скепсис россиян

Скептическое отношение россиян к использованию ИИ в правосудии подтверждают и социологические данные. Согласно опросу Russian Field, именно судебная система и государственное управление вызывают наибольшее недоверие в контексте внедрения цифровых решений.
Лишь 34% респондентов допускают использование ИИ при рассмотрении дел в судах, тогда как 58% выступают против. Почти половина участников опроса уверены, что ИИ не справится с задачами лучше государственных служащих. В то же время 38% придерживаются противоположного мнения и считают, что технологии могут превзойти человека в ряде процессов.

«Я столкнулся с предложением создать ИИ-систему, опирающуюся исключительно на санкционированные Верховным судом данные — оцифрованные законы, судебные акты, комментарии. Это позволило бы минимизировать риски, однако даже такой подход не снимает ключевой вопрос: кто несет ответственность за итоговое решение?» — говорит зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин.

Помощь не только судьям

По мнению Аслана Юсуфова, заместителя начальника управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, ИИ может быть полезен не только судьям, но и другим участникам процесса. Например, прокуроры, ежегодно вручную проверяющие около миллиона правовых актов на коррупциогенность, со временем смогут освободиться от бумажной рутины.

Но заниматься вопросом внедрения ИИ в судебную систему должны отечественные разработки. Так будет гарантирована сохранность данных и ответственность разработчиков. В связи с этим Юсуфов призвал сформировать перечень доверенных программ на основе ИИ.

Напомним, что адвокаты уже активно используют современные технологии в своей работе. Подробнее — в материале «Сферы» 

Кроме того, в атласе профессий будущего уже можно встретить такую специальность как «сетевой юрист».

По прогнозам World Economic Forum, к 2030 году до 35% текущих задач юристов будут автоматизированы, но при этом возникнет около 25% новых ролей, связанных с управлением технологиями и интерпретацией их результатов.  

«Технологии искусственного интеллекта не заменяют адвоката, а усиливают его профессиональные возможности, позволяя сосредоточиться на творческих и стратегических аспектах юридической работы, где человеческий опыт и интуиция остаются незаменимыми», —  пояснил в комментарии «Сфере» Ильхам Гусейнов, сооснователь Plevako.ai, адвокат, председатель коллегии адвокатов «Бастион».

Несмотря на развитие технологий, семейные споры требуют человеческого участия, понимания и эмпатии. По мнению Павла Каляева, ИИ может служить лишь вспомогательным инструментом.

Более широкое внедрение искусственного интеллекта способно разгрузить судей, освободив их от рутинных задач. В идеале это позволит глубже погружаться в дела, подходить к ним с большей внимательностью и внутренним ресурсом — а значит, повысит качество правосудия, особенно в деликатной сфере семейных конфликтов.

 



Изображение создано Freepik, www.freepik.com

Рекомендуем

Авторский взгляд

За мужа ответишь: какие последствия ждут родственников при банкротстве

Какими могут быть последствия для родственников при банкротстве? Может ли гражданин перед процедурой банкротства переписать имущество на близких? Как быть с алиментами? И можно ли супругу или родителям обезопасить себя и своё имущество, если их родственник решил признать себя банкротом? На эти и другие вопросы специально для «Сферы» ответил Антон Михайлов, основатель и генеральный директор ООО «Банкрот-Сервис», Москва.

Статья

Чайлдфри и дети до 16: как меняется Семейный кодекс

На рассмотрение в Госдуме РФ находится целый пул законопроектов, которые могут значительно повлиять на положения Семейного кодекса. Еще часть инициатив, связанных с защитой семьи и детства, напрямую касается трудового законодательства. Как эти новшества отразятся на рынке труда? Увеличится ли нагрузка на работодателей? В этих и других вопросах «Сфера» разбиралась вместе с экспертами.

Статья

Идея как имущество: как делится интеллектуальная собственность при разводе

Ирина Болгар, которая называет себя матерью детей и возлюбленной основателя Telegram Павла Дурова, претендует на соавторство в создании мессенджера. Насколько велики шансы девушки доказать свои права на интеллектуальную собственность? И как в принципе подобного рода имущество делится при разводе? На эти и другие вопросы «Сферы» отвечали эксперты.

Нужно хоть что-то написать