Существующие проблемы
Эксперты на сессии Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) выделили четыре ключевые проблемы в борьбе с цифровым мошенничеством.
Недостаток в инвестициях в кибербезопасность. Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас отметил, что Минэкономразвития и Минцифры изначально с осторожностью подходили к вопросу введения оборотных штрафов. Позиция ведомств частично понятна, однако подчеркнул спикер, без значительных вложений в безопасность крупные компании, особенно в цифровой сфере, не могут функционировать эффективно.
Несяность в реализации мер кибербезопасности. Помощник заместителя председателя правительства Кирилл Онищенко констатировал, что к лету 2024 года существовал лишь перечень мер в виде таблицы, но отсутствовало четкое понимание механизмов их воплощения. Не было ясности ни по формату реализации, ни по этапам внедрения предложенных инициатив.
Рост ущерба от кибермошенничеств. На эту проблему обратил внимание заместитель начальника Следственного департамента МВД Данил Филиппов. Он привел тревожную статистику.
«За четыре месяца 2025 года сумма похищенных средств достигла 64 млрд рублей, что на 11 млрд превысило показатель аналогичного периода прошлого года. При сохранении динамики годовой ущерб может превысить 200 млрд рублей», - предупредил Данил Филиппов.
Риск введения ограничений, создающих неудобства для граждан. Речь идет о дипфейках, подрывающих работу систем распознавания голоса и изображения. Андрей Клишас выразил опасение, что борьба с этим явлением может привести к чрезмерным ограничениям, усложняющим жизнь.
Пути решения
Банковские системы безопасности играют ключевую роль в борьбе с мошенничеством. Как отметил директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров, за последний год они предотвратили около 44 млн попыток хищений средств клиентов — вдвое больше, чем в среднем за предыдущие четыре квартала.
«Благодаря этим мерам удалось сохранить более 4,5 трлн рублей, что демонстрирует значимость технологий в защите финансовых интересов граждан», — заявил он.
Взаимодействие банков с правоохранительными органами также критически важно.
«Внедрение системы оперативного обмена данными между финансовыми институтами и правоохранителями позволило блокировать доступ к подозрительным счетам (прим. ред. — их еще называют дропами) и пресекать преступные схемы. Такой механизм доказал свою эффективность на практике», — отметил Данил Филиппов.
Срочность законодательных решений может стать еще одним ключом к повышению кибербезопасности. Как заметил Андрей Клишас, даже неидеальные законы способны существенно затруднить противоправную деятельность.
Тестирование «тотальных запретов» — еще один предлагаемый метод. Например, самозапрет на оформление кредитов. Подробнее о новом законе писала «Сфера». Предлагаемая мера направлена на запреты по умолчанию, но с возможностью их отмены по запросу пользователя. Как отметил Данил Филиппов, большинство людей не задумываются о рисках, пока не столкнутся с мошенничеством. При этом процедура снятия запрета должна быть максимально простой, чтобы не создавать неудобств.
Проблема противодействия кибермошенничеству остается в фокусе экспертного сообщества не первый год. Еще в 2024 году на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) несколько дискуссионных сессий были посвящены защите прав граждан в цифровой среде, борьбе с телефонным и интернет-мошенничеством. Тогда же среди приоритетных задач обозначили регулирование контента, созданного с помощью ИИ, способного распространять дезинформацию и фейки.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com