В Госдуме анонсировали появление новой цифровой платформы — многофункционального национального цифрового сервиса. Предполагается, что это будет мессенджер, в котором можно будет не только переписываться и созваниваться с другими людьми. Для граждан здесь будет открыт доступ к широкому спектру государственных, социальных и частных услуг в одном окне.
Сервис будет создан на основе российского программного обеспечения. Предполагается, что им будут пользоваться более 500 тысяч человек.
«По сути, это новый сервис, который призван заменить привычные мессенджеры, например, Telegram, ВКонтакте, а также запрещенные, но все равно используемые приложения вроде WhatsApp», — говорит Денис Зоммер, член Центрального Совета Независимого профсоюза «Новый Труд», руководитель орготдела.
Для реализации проекта будет выбран оператор. Организация, управляющая национальной платформой, должна быть зарегистрирована в России и обладать исключительными правами на её использование.
В один клик
Павел Карасев, бизнес-партнер компании «Компьютерные технологии», основатель проекта ибграмотность.рф, полагает, что основная цель инновации — обеспечить единое цифровое пространство.
«Это повысит удобство для пользователей, снизит административные барьеры и ускорит доступ к различным видам сервисов. Важно и то, что единая система позволит лучше защищать данные граждан и усилить суверенитет в сфере информационных технологий», — отмечает Павел Карасев.
По его мнению, в рамках нового цифрового инструмента могут быть собраны:
- Государственные услуги — регистрация недвижимости, паспортные вопросы, налоги, пенсии.
- Социальные сервисы — выплаты, пособия, льготы.
- Медицинские услуги — записи к врачам, электронные медицинские карты, рецепты.
- Образовательные ресурсы — доступ к электронным дневникам, записям о достижениях, курсам повышения квалификации.
- Финансовые услуги — открытие счетов, оформление кредитов, оплата штрафов и коммунальных услуг.
- Корпоративные и бизнес-сервисы — регистрация бизнеса, отчетность, тендерные площадки.
- Информационные сервисы — уведомления о статусах заявлений, расписания транспорта, погода, прогнозы.
«По сути планируется создать универсальный цифровой портал, который охватывает все ключевые сферы жизни граждан и бизнеса», — говорит Павел Карасев.
По китайскому пути
Евгений Перов, директор по продукту в корпоративном мессенджере «Compass», рассказывает, что разработчики проекта планируют ориентироваться не на Telegram или WhatsApp, а на суперапп — мобильное приложение, объединяющее множество функций и возможностей в рамках единой цифровой экосистемы по аналогии с китайским WeChat.
«В единую платформу будут интегрированы Госуслуги, усиленная цифровая подпись, образовательные сервисы и многое другое, включая популярные потребительские сервисы. Например, в приложении будет доступен сервис путешествий от Ozon, можно будет забронировать гостиницу или купить билеты на самолет», — отмечает Евгений Перов.
Но и на этом функции портала не закончатся. Как поясняет Денис Зоммер, член Центрального Совета Независимого профсоюза «Новый Труд», руководитель орготдела, платформа должна частично заменить бумажный документооборот.
«Законодатели указывают, что в приложении можно будет удостоверить личность с помощью цифрового ID. Эта функция, возможно, пригодится при покупках, требующих подтверждения возраста, или наличия льгот. Кроме того, предполагается, что в сервис перейдет часть функционала, используемого учебными заведениями и образовательными платформами. То есть там можно будет проводить удалённые собрания, конференции и семинары», — отмечает Зоммер.
Конкуренция «Госуслугам»
На вопрос, будет ли новое решение отличаться от привычных «Госуслуг», эксперты в один голос отвечают: «Да».
«Разработчики подчеркивают, что сервис не заменит портал «Госуслуги», а станет его дополнением, расширяя функционал — например, позволяя подписывать документы через инструменты «Госуслуг», включая ID, привязанный к этой системе», — говорит Денис Зоммер.
Павел Карасев добавляет, что разница между новым сервисом и «Госуслугами» будет в масштабе интеграции.
«Если сейчас «Госуслуги» фокусируются преимущественно на государственных и некоторых коммерческих услугах, то новый сервис должен стать универсальной платформой с глубокой интеграцией в повседневную жизнь: от финансовых операций до медицинских и образовательных услуг. Кроме того, предполагается, что будет усилена сквозная авторизация, единая идентификация пользователя и персонализация — система сможет подстраиваться под потребности конкретного гражданина, предлагать релевантные услуги и напоминания», — говорит эксперт.
Альтернатива привычным чатам?
Остается главный вопрос — сможет ли новый инструмент заменить россиянам те мессенджеры, к которым они привыкли?
Максим Захаренко, СЕО «Облакотека», считает, что люди привыкли общаться в WhatsApp, Telegram или ВКонтакте не просто из-за функций, а потому что там уже сложились сообщества, там налажены контакты.
«Чтобы государственный сервис стал популярным для общения, он должен быть не хуже в плане удобства. И, главное, он должен получить доверие пользователей. Например, вполне может оказаться востребованным защищенный чат с госорганами, когда можно быстро решить важные вопросы или получить консультацию по конкретной ситуации», — рассказывает Максим Захаренко.
По мнению экспертов, рассчитывать на быструю замену привычных социальных платформ не приходится. Куда важнее, чтобы новый сервис стал удобным и безопасным инструментом для доступа к ключевым услугам и взаимодействия с государством.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com