Материальной ответственностью называют обязанность работника возместить причиненный компании ущерб. Причем возмещению подлежит только реальный ущерб (ст. 238 ТК), взыскать упущенную выгоду не получится.
Разделить материальную ответственность можно на полную и ограниченную. Последнюю несет практически каждый наемный сотрудник. Он отвечает за причиненный ущерб в пределах своего среднего месячного заработка. При этом работодатель имеет право удерживать только по 20% зарплаты ежемесячно, а не всю сумму единовременно.
Говоря о полной материальной ответственности, работники несут её в полном размере, но только в установленных законом случаях и при соблюдении определенных условий. Привлечь любого сотрудника, например, менеджера по продажам, к полной материальной ответственности работодатель не может. Договоры о такой ответственности заключаются с конкретными категориями граждан согласно перечню Минтруда.
Прежде всего полную материальную ответственность несут руководители организаций, при этом с ними не нужно заключать индивидуальное соглашение. Такой договор необходим, чтобы привлечь их заместителей. Также полную материальную ответственность (при условии подписанного договора о материальной ответственности) несет любой бухгалтер, который работает с системой клиент-банк.
«Есть перечень должностей Минтруда и бухгалтера в нем нет. Этот вытекает из судебной практики: если в должностных обязанностях работника прописана возможность приема и отправления платежей, значит он допущен к денежным ценностям компании и может нести полную материальную ответственность», — отмечает в ходе вебинара на площадке Legal Аcademy руководитель практики трудового права в юридической фирме Lidings Елизавета Фурсова.
Эксперт перечислила самые распространенные способы причинения материального ущерба недобросовестными руководителями и бухгалтерами:
- Использование в своих целях электронной подписи руководителя
- Направление зарплаты других работников на свои счета или счета третьих лиц
- Утверждение премии в свою пользу или в пользу третьих лиц
- Выдача подотчётных денежных средств в больших размерах (подставные авансовые платежи)
- Оплата «вымышленных» услуг и др.
Как защититься организации?
Для того, чтобы в случае возникновения недобросовестных действий со стороны сотрудника у организации была возможность оперативно реагировать (внутренние разбирательства, обращение в суд), компании необходимо иметь локальный нормативный акт с описанием функций работников.
Все должностные инструкции, трудовые договоры и другие документы должны содержать в себе информацию о том, какие функции выполняет работник, какой имеет доступ к внутренним системам и прочее. Также рекомендуется разделять полномочия и не сосредотачивать возможность выполнения большого количества операций в одних руках. Ограничивать их в системах 1С и клиент-банке.
Для того, чтобы зафиксировать факт причинения материального ущерба, первым делом компания должна соблюсти требования трудового законодательства — возбудить служебное расследование. В рамках расследования назначается комиссия, которая занимается сбором доказательств, ценных бумаг, инвентаризацией, аудиторскими заключениями и т.д. Срок проведения и задачи расследования определяются в приказе генерального директора.
После того, как приказ издан, с работником-нарушителем назначается встреча. Беседу эксперт советует фиксировать с помощью аудио или видеозаписи. Кроме того, следует запросить объяснения по фактам нарушения, истребовать ноутбук или другие электронные носители, причастные к делу.
На встрече следует разъяснить сотруднику потенциальные возможности разрешения ситуации.
Судебная практика
По словам Елизаветы Фурсовой, часто компании не могут привлечь сотрудника к полной материальной ответственности из-за спешки и несоблюдения четкого алгоритма действий.
В нескольких примерах, которые эксперт привела в ходе вебинара на площадке Legal Аcademy, компании обращались в суд, но проигрывали по причине отсутствия в документах проведения служебных проверок и доказательств установления размера ущерба.
Один из примеров «позитивных» дел, в которых суд встал на сторону корпорации, вошел в обзор судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2023 года. Дело касалось заместителя топ-менеджера организации, которая в течение длительного времени необоснованно начисляла на счета работников завышенную зарплату. Общий ущерб составил около 18 млн рублей. Суд взыскал сумму в полном объеме.
При этом у организации с сотрудником не был заключен договор о полной материальной ответственности.
«Отсюда вывод: даже когда нет договора, можно доказать умышленный характер действий. Главное не торопиться—провести служебное расследование и предоставить суду всю доказательную базу», — говорит эксперт.