Как не «утонуть в чернилах»: золотые правила письма для юристов

От чего может зависеть успешный старт и быстрое развитие карьеры юриста? В том числе и от умения наладить коммуникацию с коллегами и клиентами через переписку. Адвокат Руслан Димитриев рассказал о ряде простых правил, которые позволят юристу в короткие сроки повысить качество ясного и убедительного письма.
Время прочтения: 6 минут

Чем лучше развит навык юридического письма, тем более эффективной становится деятельность юриста. «Юридическое письмо — это практический навык, который можно и нужно тренировать», —  подчеркнул Руслан Димитриев   в ходе вебинара на площадке Legal Academy.

Навык юридического письма крайне важен при работе с документами. Специалиста тут подстерегает несколько «подводных камней». Часто юристы путаются в логике его построения и изложения, упускают существенные детали. Да и грамматические ошибки не способствуют качеству текста.

Отдельная тема, как превращать сухой профессиональный язык в легкий и понятный читателю. Об этом читайте на нашем портале.

Коротко и ясно

Одна из частых шуток про юристов связана с фразой «утопаю в собственных чернилах». Чтобы всегда оставаться на плаву, текст должен соответствовать двум требованиям: необходимости и достаточности.

«В юридическом тексте должно быть столько информации, аргументов и данных, сколько необходимо до донесения идеи до адресата. В таком тексте не должно быть ничего другого», — говорит Руслан Димитриев.

Правила лаконичного теста: 

  1. одно предложение — одна мысль
  2. избегайте предложений «матрешек», когда мысли разделяются многочисленными знаками препинания, скобками и т.д.
  3. пишите коротко, заменяя сложные словесные и синтаксические конструкции на более простые и ясные. Предложения со страдательным залогом «переводите» в действительный залог. Например, фразу «не является основанием для освобождения его от обязанности» можно спокойно заменить на «не освобождает его от обязанности».
  4. удалите из текста все, что не влияет на передачу смысла.
  5. сокращайте текст не в ущерб точности

 «Если вы провалите планирование, ваш план провалится»

Отсутствие плана — частая ошибка при написании текста. Отсутствие логики всегда сказывается на работе с документами и сделает это рутинное дело мучительным. В этом случае специалисты советуют использовать метод «диктовки», когда сначала текст наговаривается, переводится в письменный вид, а затем редактируется. Это развивает привычку говорить коротко и ясно. 

«Если ваш текст соответствует вашему плану, то вы тем самым помогаете читателю. Если в документе есть план в виде отдельного фрагмента, то адресат, ознакомившись с ним, поймет о чем документ», — резюмирует Руслан Дмитриев.

Важно выстроить структуру текста. Она может быть:

  • Дедуктивная (от общего к частному)
  • индуктивная (от частного к общему)
  • Ценностно-ориентированная
  • Хронологическая

Выбор структуры зависит от того, какую цель у составителя документа.

Прежде чем начать писать, важно сформулировать, что хочет автор документа: убедить клиента, разъяснить позицию в суде, изложить варианты поведения, основываясь на юридических нормах и т.д.

Интересно, что у каждой юридической школы есть свои правила и способы подготовки документов. Необходимо выбрать оптимальную и следовать ей.

Враги и помощники хорошего письма

При написании текста также рекомендуется обращать внимание на единообразие терминов, избегать цепочки существительных.

Руслан Димитриев замечает, что важно не допускать в изложении своих мыслей эмоциональной окраски и неуважительного тона к читателю.

Также не стоит злоупотреблять иностранными терминами и канцеляризмами, так как это может запутать адресата.

По этой же причине специалисты призывают аккуратнее обращаться с указательными местоимениями, замечать и убирать смысловые повторы.

Врагами юриста на письме могут стать причастные и деепричастные обороты и сноски.

На помощь придут перечни и графики, которые помогут компактно уместить, например, перечисления.

Редактирование и форматирование

«Даже, если вы уверены в качестве своего текста, его необходимо пересмотреть еще раз. Семь раз отмерь, один отрежь», — рекомендует спикер.

В профессиональной юридической среде эксперты могут использовать программы, позволяющие указать автору на его ошибки, возможные недочеты.  Одним из таких «помощников» является программа House style. Не стоит пренебрегать проверкам, так как даже самый опытный редактор может дать осечку. Те же правила относятся и к форматированию, так как оно является лицом документа. Текст может быть сколько угодно идеальным, но внешний вид тоже важен.

Золотые правила хорошего текста уже давно отработаны и собраны с стройную структуру. Чтобы не набивать шишки там, где уже есть ровная дорога, важно воспользоваться опытом и разумно применить его в своей практике. 

Рекомендуем

Авторский взгляд

Береги закон смолоду: как привлечь юношей и девушек в профессию?

Человеческие отношения — сложный механизм, особенно когда дело касается правовых разногласий. Но на помощь всегда могут прийти специалисты, которые знают закон и умеют переменять его на практике — юристы. Насколько в 2023 году эта профессия популярна и востребована, особенно среди молодежи, рассказала юрист и индивидуальный предприниматель Вероника Шайхуллина в своей авторской колонке.

Статья

Зачем юристу личный бренд: советы экспертов «Сферы»

Сотрудников, имеющих не только опыт и образование, но и узнаваемое имя, желают заполучить многие компании, hr-службы, заказчики. Формирование личного бренда становится полноценной нишей на российском рынке услуг. «Сфера» попросила юристов и PR-специалистов рассказать, из чего состоит личный бренд, как его развивать и может ли он стать катализатором профессионального роста.

Авторский взгляд

Не бойтесь экспериментировать: интервью с Сергеем Жориным о важности соцсетей в работе юриста

Социальные сети в профессии юриста стали неотъемлемой частью построения личного бренда, способом привлечения клиентов, а также дополнительным каналом коммуникации с профессиональным сообществом и обычными пользователями по широкому кругу вопросов. «Сфера» поговорила с известным российским адвокатом Сергеем Жориным, представлявшем в судах не один десяток звезд отечественного шоу-бизнеса о том, как юристу презентовать себя в социальных сетях, зачем вести свой канал в Telegram и можно ли добиться успеха без использования интернет-платформ.

Нужно хоть что-то написать