Редакция «Сферы» ранее подробно разбирала, на какие доли в бизнесе могут рассчитывать супруги в случае расторжения брака. А как быть с интеллектуальной собственностью? Делится ли она?
Советник департамента оценки перспектив и предотвращения корпоративных рисков юридической компании «Золотое правило», эксперт в области интеллектуального, информационного права Марина Цуранкова подчеркивает, что согласно п. 3 ст. 36 Семейного кодекса РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата. То есть норма императивная и не позволяет иного толкования.
«Тем не менее ст. 34 Семейного кодекса РФ устанавливает, что к имуществу, нажитому во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от предпринимательской деятельности и результатов интеллектуального труда», — поясняет она.
Таким образом, по словам эксперта, доходы, полученные автором от использования, владения, распоряжения результатами интеллектуальной деятельности или интеллектуальной собственностью в период брака, — это совместное имущество.
«Если брачного договора нет, супруг автора вправе претендовать на половину доходов. Однако, исключительные права на само произведение принадлежат автору», — отмечает Марина Цуранкова.
А был ли брак?
В случае с Павлом Дуровым и Ириной Болгар доподлинно неизвестно, были ли зарегистрированы их отношения. Директор юридической компании «А.Лигал» Юрий Александров объясняет, что права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния.
«То есть, российское законодательство связывает возникновение общего имущества только с фактом заключения брака», — говорит эксперт.
Если между основателем Telegram и Ириной Болгар брак не заключался, то никакого общего имущества возникнуть не могло. Кроме того, по словам эксперта, права на результат интеллектуальной деятельности принадлежат только супругу-автору и не подлежат разделу. Делиться могут лишь доходы, полученные от использования такого результата.
«Исключение из этого правила указано в п.88 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9. Согласно ему, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, приобретенное за счет общих доходов супругов по договору об отчуждении такого права, является их общим имуществом (если иное не установлено договором) и наследуется с учетом правил статьи 1150 ГК РФ. Но это не применимо к описанной ситуации с разделом имущества Ирины Болгар и Павла Дурова», — поясняет Юрий Александров.
Автор с приставкой «со»
Эксперты полагают, что признать свое соавторство у Ирины Болгар вряд ли получится.
«В соответствии с п. 83 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» при рассмотрении спора о том, создано ли произведение в соавторстве (статья 1258 ГК РФ), суду следует устанавливать, принимало ли лицо, претендующее на соавторство, творческое участие в создании произведения, поскольку соавторство на произведение возникает в случае, когда каждый по взаимному соглашению (в том числе в устной форме) внес в произведение свой творческий вклад», — говорит Юрий Александров.
Он добавляет, что соглашение о соавторстве может быть достигнуто на любой стадии создания произведения или после его завершения.
«Не дает оснований к признанию соавторства оказание автору или соавторам технической и иной помощи, не носящей творческого характера (подбор материалов, вычерчивание схем, диаграмм, графиков, изготовление чертежей, фотографий, макетов и образцов, выполнение расчетов, оформление документации, проведение опытной проверки и т.п.). Также соавторами не признаются лица, осуществлявшие лишь руководство деятельностью автора (авторов)», — продолжает он.
Для признания соавторства Ирина Болгар должна будет доказать в суде, что программы для ЭВМ, а также другие результаты интеллектуальной деятельности, на которые она претендует были созданы и ее творческим трудом.
Творческие доказательства
Марина Цуранкова отмечает, что универсального способа доказать авторство нет. Это связано, в том числе, с тем, что мысли и идеи не материальны. Но эксперт говорит, что способы подтвердить авторство все же есть:
- депонирование;
- исходные файлы, черновые варианты, другие промежуточные результаты;
- письмо, направленное адресату (возможно, даже себе), в котором есть части или элементы результатов интеллектуальной деятельности (например, коды приложения, сведения в облачном хранилище с кодами и т.п.) в период их создания;
- свидетельские показания;
- показания автора о творческом процессе получения промежуточных результатов интеллектуальной деятельности (например, о процессе написания кодов и т.п.).
«Но просто письмо или свидетельские показания не означают, что истец является автором. Суд обязательно будет исследовать вопрос и историю творческого процесса. То есть, если объяснения претендента на авторство окажутся недостаточно убедительными, автором его не признают даже при наличии других подтверждений», — отмечает Цуранкова.
Как показывает практика
Юрий Александров поделился со «Сферой» двумя примерами из практики, которые касаются споров об авторстве.
- Нужно было доказать, что клиент выполнял функции самостоятельного режиссера, а не работника медиахолдинга. И создал фильм в соавторстве с другими лицами.
«В этих целях мы допрашивали свидетелей актеров, работников телекомпании и других лиц, принимавших участие в процессе, а также предоставляли в суд исходные материалы – черновики сценариев, файлы финальных версий сценария», — поясняет директор «А.Лигал».
2. Между бывшими супругами возник спор о взыскании компенсации за использование товарного знака.
«Первоначально суд посчитал его общим имуществом и отказал в иске в пользу нашего клиента, поскольку супруга до раздела прав на товарный знак могла его использовать. Однако впоследствии суд по интеллектуальным правам отменил предыдущее решение, указав на то, что в силу ч.3 ст. 26 Семейного кодекса РФ товарный знак не относится к общему имуществу супругов, соответственно использование его женой без согласия автора — бывшего мужа — является незаконным», — делится он.
Международное право
Возвращаясь к истории с Болгар и Дуровым, эксперты считают, что решение будет зависеть от того, на территории какой страны будет проходить суд. Согласно международному частному праву, к спорам об интеллектуальной собственности применяют общий подход – то есть такие дела рассматриваются в суде по месту постоянного жительства ответчика.
«Если спор будет рассматриваться во Франции или ОАЭ, где и живет Павел Дуров, то ситуация может сложиться иначе», — говорит Марина Цуранкова.
Пока обстоятельства явно не в пользу Ирины Болгар.
«Мало шансов на то, что она убедительно сможет рассказать о творческом процессе написания кодов мессенджера, даже при наличии иных подтверждений. То есть исключительные права на сам Telegram не могут быть отчуждены полностью или частично», — резюмировала эксперт.