Новый контроль за IP-сделками с «недружественными» странами

Президент России Владимир Путин в мае 2024 года подписал Указ № 430, который вводит новый порядок согласования сделок по отчуждению интеллектуальной собственности правообладателей из «недружественных» стран. Подробно разобрать документ в своей авторской колонке для «Сферы» решила юрист практики интеллектуальной собственности SEAMLESS Legal Алиса Михеева.
Время прочтения: 6 минут

Разрешительный порядок продажи бизнеса, учитывая отток иностранных предпринимателей из России, ввели еще в 2022 году, а все сделки, связанные с уходом из РФ, подлежали согласованию Правительственной комиссии. Кроме сделок по отчуждению интеллектуальной собственности – они не попадали под регулирования и могли заключаться на обычных условиях. Видимо, государство наконец решило взять и эту область под свой контроль. Предпосылками послужили судебные разбирательства с участием российских производителей, борющихся за право использования зарубежных брендов. Яркий пример – спор «Балтики» и Carlsberg Group. Последняя требует «забрать» у отечественной компании наименования Tuborg, Kronenbourg, Seth & Riley’s Garage, Holsten и LAV для продукции.

И несмотря на то, что новая мера носит временный характер, ограничения по сроку ее применения не установлены.

Новый порядок согласования

Под регулирование попали не только иностранные компании из «недружественных» стран, но и подконтрольные им российские правообладатели. Теперь, прежде чем продать объект интеллектуальной собственности, принадлежащий правообладателю из «недружественной» страны, правообладатель или покупатель должны обратиться за разрешением в комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций при правительстве РФ.

Речь идет о сделках в «одном направлении», когда российский резидент приобретает IP-актив у «недружественного» правообладателя. В обратной ситуации указ не применяется.

Подробный механизм всей процедуры и перечень необходимых документов кабмин утвердит дополнительно. Также будет определен орган, уполномоченный давать разъяснения по реализации новой процедуры.

Исключения

Предусмотрены и исключения. Под новые ограничения не попали сделки:

  • в отношении произведений, фонограмм, исполнений, передач, организаций эфирного или кабельного вещания. Этим исключением из контроля выведены, к примеру, сделки в киноиндустрии, издательской деятельности и иных творческих сферах.
  • стоимостью до 15 млн рублей. Сделки на менее значительные суммы все еще можно осуществлять без согласования с правкомиссией.

Счет «О»

Если правкомиссия согласует сделку, все платежи по ней будут проводиться с использованием специального счета типа «О». Его необходимо будет открыть на имя правообладателя в уполномоченном банке по заявлению приобретателя. Деньги с этого счета, в том числе за рубеж, можно будет перевести только на основании отдельного разрешения.

Требование об осуществлении выплат через счет «О» применяется и к уже заключенным, но не исполненным соглашениям. Так, если «старая» сделка попадает под указанные критерии, новые платежи по ней должны осуществляться с использованием «О».

Новый порядок выплат распространяется также на платежи покупателей по IP-сделкам в пользу кредиторов из «недружественных» стран или подконтрольных им лиц. Речь идет о случаях, когда в обеспечение сделки была выдана независимая гарантия или поручительство.

Последствия

Отныне, если IP-сделка планируется к заключению, необходимо учитывать новые требования по ее согласованию, а также закладывать несколько месяцев на получение разрешения ввиду загруженности правкомиссии.

Новые требования однозначно повлияют и на процесс регистрации в Роспатенте. Ведомство может запросить дополнительные документы для регистрации отчуждения прав на товарные знаки, патенты и зарегистрированное ПО. Причем это актуально даже для сделок до 15 млн рублей, которые формально не попали под регулирование.

Для регистрации отчуждения Роспатент, скорее всего, потребует предоставить нотариально заверенную выдержку из договора, в котором указана стоимость сделки, или нотариальную копию всего договора. Ранее требования о раскрытии Роспатенту таких подробностей не было, но с учетом новых ограничений оно скорей всего возникнет. В противном случае ведомство не сможет контролировать соблюдение указа.

Вывод

Предпосылкой для расширения объема подлежащих согласованию сделок стала практика иностранных правообладателей, уходящих с российского рынка, по отчуждению исключительных прав на товарные знаки и патенты другим иностранным компаниям вместо российских, а также вывод денежных средств из России.

По мнению Минпромторга, она является недобросовестной и препятствует развитию локализации и импортозамещения. Ожидаем, что с введением нового порядка количество сделок по отчуждению интеллектуальных прав в третьи страны существенно сократится, что обеспечит доступность полюбившихся брендов, большую предсказуемость и стабильность цен для российских потребителей.

Рекомендуем

Статья

ЕС vs российские патенты: повлияют ли санкции на регистрацию интеллектуальной собственности за рубежом

Очередной санкционный пакет ЕС обязал европейские ведомства по защите интеллектуальной собственности и национальные патентные организации стран— членов союза не принимать новые заявки на регистрацию объектов (патентов, товарных знаков, промышленных образцов, полезных моделей, географических указаний) от граждан России и иностранцев, работающих с россиянами. Однако, как полагают опрошенные «Сферой» эксперты, на соотечественниках и их партнерах данная мера практически не отразится.

Статья

ИИ и нейросеть: как юристы используют технологии в работе?

Представить жизнь человека без нейросети и искусственного интеллекта (ИИ) уже невозможно. Эти две технологические разработки прочно заняли свое место в современном обществе. «Сфера» выяснила, как нейросеть и ИИ интегрировались в рабочую рутину представителей Фемиды.

Авторский взгляд

Переработка чужого ПО: вы новый автор или нарушитель?

Ничто не ново в этом мире: многие программы являются переработкой созданного ранее ПО. На основе имеющегося, в том числе в открытых источниках, материала делают модули к основной программе, адаптируют версии ПО и т.д. Будет ли переработка старого произведения считаться новым? Как не перейти тонкую грань между правомерным изменением и незаконным использованием чужого продукта? На эти и другие вопросы в своей авторской колонке отвечает юрисконсульт в области ИТ RTM Group Татьяна Сергеева.

Нужно хоть что-то написать