Правовой ликбез: залоговый счет

Одна из самый актуальных проблем банковского права — залоговый счет и залог прав по договору банковского счета. Кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой МГЮА имени О.Е. Кутафина Ирина Михеева объясняет, почему к залоговым счетам в России относятся неоднозначно и к каким практическим выгодам они приводят.
Время прочтения: 6 минут

Споры о залоговом счете

Только после внесения изменений в Гражданский кодекс в 2014 году в России появился такой термин, как «залог прав по договору банковского счета». Однако четкого понимания этого механизма, по словам Ирины Михеевой, до сих пор нет. Определяют его положения нормы федеральных законов № 229 «Об исполнительном производстве» и № 127 «О несостоятельности (банкротстве)», а также инструкция Банка России № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».

«Можно сформировать следующее определение залогового счета – это специальный банковский счет, открываемый физическим и юридическим лицам для осуществления операции при передаче залогодателем в залог прав по договору банковского счета, вклада (депозита), иному договору, по которому переданы права на денежные средства в соответствии с правилами инструкции № 153-И», — говорит Ирина Михеева.

Специалист поясняет, что остается дискуссионным вопрос, может ли залоговый счет преобразовываться из расчетного или текущего. Он неоднократно адресовался Банку России, позиция которого – залоговый счет открывается на базе текущего расчета, но как самостоятельный, то есть на основании соответствующего договора и заявления клиента.

«Тема до сих пор является актуальной. Есть законопроект, в котором законотворцы пытаются предусмотреть открытие залогового счета путем преобразований из расчетного и текущего. Банковское сообщество пытается закрепить данную норму для удобства пользованием. Думаю, что все-таки это будет не так просто, поскольку предполагает злоупотребления со стороны кредитных организаций. В таком случае они в любой момент могут сказать, что расчетный счет трансформировали в некий залоговый. На мой взгляд, это не позволит закрепить эту идею», — говорит доцент.

Ограничения залогового счета

Чтобы открыть залоговый счет нужно написать заявление, предоставить перечень документов, указанных в инструкции Банка России №153-И, и заключить соответствующий договор. Но для того, чтобы полноценно пользоваться этим правовым режимом, нужно понимать его тонкости.

«С одной стороны, по залоговому счету могут осуществляться операции как по обычному расчетному или текущему счету. Другими словами, юрлицо открывает залоговый счет и может проводить все свои операции. Как раз вот это и вызывает риск, из-за которого не допускается преобразований из расчетного счета в залоговый счет, поскольку здесь могут быть злоупотребления. В данном случае законодатель прописал несколько ограничений, одно из них — когда залогу придается твердая денежная сумма (ст. 358.12 ГК). Например, предусмотрено, что в залоге передается 100 рублей, по этому счету могут проводиться операции свыше этих 100 рублей, поскольку они будут находиться в залоге. В рамках этой суммы проводить операции нельзя. Также нельзя проводить операции в тот момент, когда залогодержатель направил уведомление в банк, ну или если банк сам является залогодержателем и он предъявляет требования к залогодателю сверх той суммы, которая указана в уведомлении, уже проводить операцию нельзя. Иначе кредитная организация будет отвечать перед залогодержателем, если им является третье лицо. Но если банк сам является залогодержателем, то такой проблемы не возникнет», — объясняет Ирина Михеева.

Специалист также напоминает, что в случае с залоговым счетом возможно несвободное распоряжение денежными средствами в тех ситуациях, когда банки обязывают залогодателя согласовывать с ними каждое платежное поручение.

Особый правовой режим

У залогового счета есть свои преимущества. Например, к нему не применяются правила списания денежных средств, как предусмотрено гражданским законодательством для других счетов. Это прописано в пункте 3 статьи 69 закона «Об исполнительном производстве».

«Согласно этой норме, взыскание на имущество должника по исполнительным документам возможно за исключением денежных средств, находящихся, в том числе, на залоговом счете. То есть деньги с залогового счета судебный пристав не может списать. Это некий выгодный приоритет для залогодержателя. Поэтому этот институт очень интересен для лиц, которые вступают в залоговые правоотношения, чтобы защитить залогодержателя от неких правопритязаний третьих лиц», — объясняет Ирина Михеева.

Тем не менее, законодательство предусматривает другую норму, вносящую исключение в правило, которое позволяет соответствующим органам списывать средства с залогового счета.

«Речь идет о последующем и предшествующем залогодержателе. Так вот, по общему правилу, списание не допускается в пользу третьих лиц, за исключением случаев, когда у нас есть предшествующий залогодержатель, который заявил свои права, и он у нас первым имеет право на удовлетворение своих требований», — говорит юрист.

Что касается налоговых органов, то на данный момент в законодательстве нет особых правил, которые бы ограничивали их в списании средств с этих счетов — только разъяснения Минфина.

«Требования по сумме, которая не находится в залоге, должны исполняться в пользу налогового органа. Это прослеживается в судебной практике. Часто иск предъявляют по той причине, что залоговый счет отображается так же, как и расчетный, и текущий. Следовательно, его никак нельзя разграничить. В связи с этим у банков возникают проблемы. Это зависит от того, в какой форме находится залог: в твердой или свободной. Если в твердой, то все что свыше этой цифры нужно исполнять в пользу налоговых органов. Когда же счет не в иной форме, необходимо решать вопрос с самим залогодателем. Однако если требование со стороны налоговых органов возникает, его все-таки нужно исполнять», — резюмирует Ирина Михеева.

Подробнее о правовом регулировании и практике применения залогового счета – в лекции Ирины Михеевой.

Рекомендуем

Авторский взгляд

«Когда добросовестный бизнес становится преступным»: интервью об экономических преступлениях в РФ

По статистике Судебного департамента при ВС, в 2022 году за преступления в сфере экономической деятельности было осуждено 10 тысяч 785 человек. Годом ранее эта цифра была значительно меньше. О том почему надзорные органы продолжают оказывать давление на предпринимателей, где находится грань между добросовестным и преступным бизнесом, а также о возможности полной декриминализации преступлений в сфере российской экономики «Сфера» поговорила с экспертом по налоговым и иным экономическим преступлениям, адвокатом, юристом частной практики Русланом Зафесовым.

Статья

Квартирный интерес: как берут под контроль «серый» рынок аренды

Жители Петербурга получили письма от Федеральной налоговой службы (ФНС) с требованием подать декларации о доходах от аренды жилой недвижимости. В ФНС отправку таких писем подтвердили, заявив, что намерены активизировать работу и давление на собственников жилья. Усилившийся контроль объяснили необходимостью сделать рынок аренды более прозрачным. «Сфера» разбиралась, что грозит собственникам недвижимости при возникновении претензий у налоговых органов и что будет, если отказать в подаче декларации.

Статья

Налоговые проверки: чего от них ждать и как защитить свое дело?

Юристы и бухгалтеры любых организаций всегда боятся налоговых проверок. Кроме того, в последнее время имеют место злоупотребления со стороны контролирующих органов. Как инспекционное мероприятие переходит в уголовно-правовую плоскость, рассказывает адвокат Руслан Зафесов на вебинаре Legal Academy.

Нужно хоть что-то написать