Зайти и не выйти: за что в России НКО дают статус иноагентов и как его отменить?

Из-за серьезных геополитических изменений тысячи российских НКО столкнулись со сложностями: массовой потерей пожертвований от своих доноров, трудностями при переводе денег, ростом цен на товары и услуги. Однако один из самых серьезных нынешних вызовов — риск попасть в реестр иностранных агентов. На сегодняшний день Минюст причислил к ним 81 некоммерческую организацию. «Сфера» разбиралась, какие квалифицирующие признаки необходимы для признания НКО иноагентом и можно ли оспорить этот статус.
Время прочтения: 8 минут

Что поменялось в деятельности НКО?

НКО-иноагент — это некоммерческие организации из реестра Минюста. Иностранными агентами признают не только политические или общественные формирования. Такой статус может получить как благотворительная организация, так и просветительский проект, если:

  • денежные средства и (или) иное имущество получены от иностранных источников финансирования;
  • организация участвует в политической деятельности на территории РФ.

Генеральный директор юридического бюро «Лабазнов и партнеры» Антон Лабазнов обращает внимание, что НКО и НОО, соответствующие указанным критериям, обязаны самостоятельно зарегистрироваться в качестве иноагента. Новый закон еще больше расширил круг этих лиц — теперь кроме зарубежного финансирования ввели понятие «зарубежное влияние».

Что значит участие в политической деятельности?

Адвокат Анастасия Гурина подробно рассказала о квалифицирующих признаках необходимых для признания НКО иностранным агентом на вебинаре «Риски признания НКО иноагентом в эпоху турбулентности», организованном на площадке Legal Academy. По ее словам, к политической деятельности относится фактическая деятельность НКО (вне зависимости от уставных целей) в сферах, связанных с конституционно значимыми интересами государства (защита основ конституционного строя, обеспечение законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и прочее).

«Важное условие — деятельность должна осуществляться в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия», — отмечает адвокат.  

Анастасия Гурина приводит несколько примеров, которые ярко показывают, что именно Минюст идентифицирует как политическую деятельность. Так, руководитель одного из НКО, оказывающего помощь мигрантам, критиковал деятельность ФМС. Первый случай произошел на конференции в Общественной палате Москвы, второй — в интервью для СМИ. НКО было признано иноагентом.  

Аналогичный статус получила организация, занимающаяся экологической повесткой. Они опубликовали доклад о промышленном загрязнении российской части Баренцева моря и предложили усовершенствовать российское природоохранное законодательство.

Политической деятельностью посчитали и слова руководителя одной из гуманитарных НКО. Он публично высказал критическое мнение на одном из федеральных каналов об изменениях в статье 230 УК РФ (склонение к употреблению наркотиков в интернете). Представитель также дал интервью СМИ, где высказался по поводу необходимых мер, чтобы победить ВИЧ, в том числе о введении государством заместительной терапии для наркопотребителей.

Откуда деньги?

Адвокат Анастасия Гурина отмечает, что сумма, поступившая на счет НКО от иностранного источника, не имеет значения для признания иноагентом. Даже один доллар полученный, например, из США и перечисленный нуждающимся — повод для получения статуса иноагента.  

Если обобщать, то:  

  • для признания финансирования иностранным достаточно одной транзакции от иностранного источника;  
  • не имеет значения сумма финансирования;
  • неважно, на какие цели пошло финансирование;
  • неважно, в какой форме получены средства (пожертвование, грант и т.д.).

Кроме того, стоит обратить внимание на опосредованное финансирование. Например, в июне 2021 года одна из организаций в Тольятти заплатила местному интернет-ресурсу 15 000 рублей за публикации и интервью о ее работе на портале. В итоге Минюст принял решение признать портал иностранным агентом. Оказалось, что организация, оплатившая услуги журналистов, ранее получала финансирование за рубежом.

При этом важно понимать, что процедура признания НКО иноагентом довольно непрозрачна, отмечает Анастасия Гурина. Дело в том, что документы, на основании которых присуждают данный статус, находятся под грифом «для служебного пользования».

Какие последствия?

Антон Лабазнов считает, что НКО, признанные иноагентами, уже сейчас ощущают на себе множество репутационных и финансовых последствий. В первую очередь возлагаются дополнительные обязанности (маркировка собственных материалов, указание на свой статус при обращении в государственные органы, предоставление отчетности в Минюст, обязательный аудит бухгалтерской отчетности и прочее). Также накладываются дополнительные ограничения: запрет на осуществление своей программы на территории РФ, научно-просветительской деятельности, запрет на получение мер государственной поддержки.

За нарушение законодательства об иноагентах предусмотрены существенные административные штрафы, а за злостное уклонение от исполнения обязанностей иноагента предусмотрена уголовная ответственность:

  • за отсутствие маркировки на материалах НКО-иноагента — штраф в размере от 300 до 500 тысяч рублей (ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ);
  • за непредоставление отчетности в Минюст — штраф от 100 до 300 тысяч рублей (ст. 19.7.5-2, ч. 1 ст. 19.7.5-3 КоАП РФ).

Новый закон также предполагает введение следующих ограничений: запрет производить информационную продукцию для несовершеннолетних; принимать участие в закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы.

«Основным репутационным риском признания НКО иностранным агентом можно назвать ограничение количества партнерских проектов, так как иные организации опасаются попасть в список иностранных агентов и подвергаться более тщательным проверкам и контролю. Подобные сокращения партнерских контрактов, безусловно, вызывают немалые финансовые потери, что в свою очередь может повлечь полное закрытие НКО», — отмечает адвокат АБ «Гестион» Екатерина Дунаева.

Можно ли выйти из «черного списка»?  

Минюст может принять решение об исключении НКО из реестра. Для этого необходимо соблюдение как минимум четырех критериев.

  1. В случае прекращения деятельности в связи с ликвидацией или реорганизацией.
  2. Если по результатам внеплановой проверки установлено, что НКО в течение года до подачи заявления об исключении не получала денежные средства от иностранных источников/не участвовала в политической деятельности.  
  3. Если по результатам внеплановой проверки в отношении НКО, ранее исключавшейся из реестра установлено, что она в течение трех лет до подачи заявления об исключении не получала денежные средства от иностранных источников/не участвовала в политической деятельности. 
  4. Если по результатам внеплановой проверки установлено, что НКО не позднее чем через три месяца со дня включения ее в реестр отказалась от получения денежных средств от иностранных источников и возвратила денежные средства иностранному источнику.

В целом, юристы сходятся во мнении, что попасть в список иностранных агентов несложно, но восстановить репутацию, вернуть партнеров и восполнить финансовые потери крайне затруднительно. Важно четко следовать заявленной тематике НКО, не допуская ухода в политическую деятельность, а также высказываний, которые могут быть неоднозначно приняты обществом и государством.

Подробнее о рисках, связанных с признанием НКО иностранным агентом, возможностях выйти из реестра, запретах и требованиях к организациям можно узнать на вебинаре «Риски признания НКО иноагентом в эпоху турбулентности», организованном площадкой Legal Academy.

Источник изображения: freepik.com

Рекомендуем

Статья

Как легально заниматься некоммерческим краудфандингом?

Краудфандинг — новый термин. Настолько, что в российском законодательстве он до сих пор не урегулирован. Естественно, такое положение дел ставит определенные сложности перед НКО, которые хотят собрать пожертвования на благотворительные цели. Тем не менее есть способы легально и без лишних затрат заниматься краудфандингом в России. Подробнее — в материале «Сферы».

Статья

Работа НКО в эпоху перемен. Практикум Legal Academy

Геополитические изменения оказали сильное влияние на некоммерческий сектор. Тысячи российских НКО столкнулись со сложностями: массовой потерей пожертвований от своих доноров, трудностями при переводе денег, ростом цен на товары и услуги, которые необходимы их подопечным.

Статья

Создано и (или) распространено: что поменялось в законодательстве об иноагентах

Президент России Владимир Путин подписал закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», который вводит для иностранных агентов новые запреты и реестры. Документ опубликовали на официальном портале правовой информации 14 июля. «Сфера» рассказывает, как увеличится объем регуляторной нагрузки на тех, кто оказался в списке.

Нужно хоть что-то написать