Когда члены Ассоциации «Некоммерческое партнёрство «Объединение Корпоративных Юристов» (ОКЮР), объединяющей юристов внутренних юридических подразделений 150 крупных компаний, предложили обсудить проблемы работы с юридическими консультантами, эта идея вызвала заинтересованный отклик российских и международных юридических фирм. И действительно, у обеих сторон накопились вопросы по выставлению счетов, конфликту интересов, конфиденциальности и иные, требующие установления понятных правил.

Правила, которые члены ОКЮР выработали в диалоге с консультантами, не заменяют собой положения договоров и носят рекомендательный характер. Это ориентиры, помогающие бизнесу выбрать   правильный тон в отношениях со своими советниками.

Работая над документом, мы понимали, что к нему будут обращаться не только компании и юридические консультанты, но и правоохранители, налоговые органы, страховые организации, суды.

Мы полагаем, что документ, родившийся в горниле горячих дебатов, представляет собой Свод обычаев делового оборота и на него можно ссылаться как на источник права. Ведь в него заложены лучшие практики, на которых строится просвещённый юридический рынок.

Много дружеских копий было сломано членами ОКЮР и представителями юридического бизнеса на конференции ОКЮР «Вместе весело шагать» и дискуссионной сессии ПМЮФ-2019, пока мы вместе не придумали своеобразный щит саморегулирования.

Нам интересно узнать, что думаете вы – юристы компаний, юридических фирм, адвокаты, работающие с бизнесом, учёные – об этой инициативе в целом и о двух первых разделах Свода: «Культура составления и оплаты счетов за юридические услуги» и «Конфликт интересов».

11230
Просмотры
0
Не нравиться

4 ответов экспертов

свернуть описание

Свод обычаев делового оборота обобщил лучшее в существующей практике

Я являюсь одним из разработчиков Свода обычаев делового оборота. Девять месяцев, с октября прошлого года, целая команда опытных юристов трудилась над этим документом. Состоялся целый ряд встреч, обсуждений на которых рассматривались актуальные вопросы. В результате проект Свода получился весьма взвешенным и компромиссным: с той точки зрения, что ни консультанты, ни корпоративные юристы не тянули на себя одеяло. Документ комплексно отражает общие интересы юридического рынка, а не только какой-то одной группы его участников. Получился очень качественный проект.

Но, конечно, страна у нас большая, и мнения могут быть разные. Именно поэтому сейчас проводится всероссийский опрос мнений экспертного сообщества – чтобы выявить различные подходы, выслушать предложения, замечания, попытаться их учесть. Этот опрос ведется на двух площадках: в «Гаранте» и на базе нового проекта Legal Academy – в журнале «Сфера».

В отличие от какого-нибудь законодательного акта, в этом документе не могло быть никаких выдумок, никакой «отсебятины». Это свод уже существующих обычаев, тех, которые применяются фактически на практике. И вся задача его составителей - эти обычаи выявить и обобщить в едином документе.

Применение Свода, таким образом, уже идет. Документ обобщил лучшие практики, которые есть на рынке. Так, первый раздел Свода обычаев касается расчетных взаимоотношений сторон. Существующая практика закрепляется в договорах, которые заключают юридические фирмы с клиентами, также на нее влияют политики и иные правила  компании. И у нас была задача: на основе наиболее распространенных форм договоров, политик крупнейших компаний выявить некие общие подходы и закрепить их в этом своде. 

Для чего это нужно? Во-первых, на рынке всегда есть новички, которые заинтересованы в том, чтобы понимать, как вообще рынок функционирует. Во-вторых, у крупных компаний всегда есть необходимость объяснять третьим лицам сложившиеся практики, объяснять, что они, как и все, придерживаются общих норм, которые де-факто сложились на рынке. И мы хотим это де-факто закрепить де-юре.

Таким образом, мы рассчитываем, что Свод обычаев делового оборота будет применяться очень широко. Во-первых, теми, кому такой пример нужен. Во-вторых, на него можно будет ссылаться в контрактах как на часть контрактных условий. Скажем, в неурегулированной части контракта стороны смогут придерживаться тех правил, которые записаны в Своде обычаев. И третье – Свод необходим для разрешения обычных спорных ситуаций, когда стороны не согласны друг с другом: например, при разногласиях о цене или при взыскании судебных расходов.

Наша компания планирует использовать Свод в своей текущей договорной практике. То есть, в наших контрактах будет отсылка на то или иное положение Свода. Это самое главное. Во-вторых, часто возникает задача, когда мы выигрываем судебные дела, взыскать судебные расходы. Для того, чтобы эти судебные расходы оправдать и объяснить, что они разумны, целесообразны, что они соответствуют рыночным подходам, конечно, мы будем ссылаться на положения Свода обычаев. 

Второй раздел, который касается конфликта интересов, тоже чрезвычайно важен, потому что очень часто в практике возникают такие вопросы. Например, когда появляется новый клиент, мы обязательно проводим проверку на наличие конфликта интересов: не работали ли мы раньше против этого клиента и другое. В подобных ситуациях Свод показывает, как правильно, на основе чего выявлять конфликт, какие факторы должны учитываться, какие нет и в каком порядке. Это все достаточно сложно, для этого как раз и подготовлен проект второго раздела Свода обычаев. Это очень практичный и важный документ.  

Комментарии 0

Нужно хоть что-то написать