Существует два варианта сотрудничества юристов с компаниями. Первый – это привлечение сторонних специалистов, второй – работа инхаус-юристов. Последние, с одной стороны, лучше разбираются в отрасли и специфике работы конкретного бизнеса, но с другой – могут быть чрезмерно на нем «зациклены».
В «Сибуре», например, работа построена как нечто «среднее»: там есть собственный штат юристов, однако в некоторых случаях «сторонние» силы все же могут привлекаться: например, когда необходим специалист по специфической отрасли права. Более того, в компании стараются в некотором роде «копировать» модель работы именно юристов со стороны: там придерживаются концепции «клиент-заказчик», а каждое разбирательство рассматривается как отдельный проект.
В целом функции, который выполняет судебный блок, можно условно разделить на следующие фракции:
- судебная работа: претензии и суды;
- внесудебная работа: оценка судебных перспектив, дающая возможность избежать спора;
- социальная нагрузка: участие в обучающих мероприятиях, написание научных статей и прочее.
Разумеется, как и в любой другой сфере, в судебном блоке должна быть выстроена иерархия и разделены обязанности. В «Сибуре», по словам Расула Фатхутдинова, это подразделение обладает своей особой структурой:
- головной офис, в котором работают пять судебных юристов, занимается стратегическими и уникальными спорами – трудовыми, налоговыми, антимонопольными;
- дочерние компании с собственным штатом юристов рассматривают споры на суммы до 10 млн рублей;
- региональные хабы в Тюмени и Нижнем Новгороде ориентированы на масштабируемые типовые споры (например, о простое вагонов).
Что касается последнего «пункта», его, возможно, стоит взять на заметку представителям крупных компаний. Дело в том, что его работа нацелена на свою специфику – и дела определенного профиля «переходят» именно туда.
«В Нижнем Новгороде юридический центр координирует работу предприятий, расположенных в Приволжском округе. Соответственно, эти юристы заточены под проблемы этих предприятий. Тюменский юридический центр был создан для передачи туда типовых споров, которые характерны именно для компании «Сибур». Прежде всего, это неустойки за простои железнодорожных вагонов. Поскольку наши предприятия территориально удалены от потребителей, транспортировка продуктов всегда связана с валом судебных дел, что влечет необходимость их централизации», – объясняет Расул Фатхутдинов.
В любом крупном бизнесе юристов задействовано много, поэтому между ними должно быть выстроено четкое и эффективное взаимодействие. В «Сибуре» связь строится так: прежде всего, в процессах можно выделить юриста корпоративного центра – лидера, определяющего стратегию. Юрист на месте играет роль связующего звена со службами отдельного завода, и такая слаженная работа обеспечивает синергию всех служб – это один из ключевых принципов сотрудничества.
Наконец, важно понимать, с помощью каких лайфхаков должна выстраиваться коммуникация юристов, особенно если речь идет о компании с филиалами в разных городах. Помимо стандартных инструментов, помогающих юристам в работе, в «Сибуре» активно используются:
- обмен документами по электронной почте;
- внутреннее серверное хранилище на базе проводника;
- хранилище на базе SharePoint;
- «база знаний» на базе SharePoint, позволяющая юристам обмениваться опытом;
- база правовых заключений, помогающая формировать единые позицию и подходы.
Узнать больше о судебной работе в компании можно в лекции Расула Фатхутдинова.