Слетели с орбиты: как взаимные санкции могут сказаться на работе МКС?

Экономические и политические страсти, кипящие на земле, всегда затрагивали и вопросы космоса. Нынешняя ситуация — не исключение. Санкции, взаимные оскорбления и угрозы — все это может на десятилетия назад отбросить как технический, так юридический прогресс в сфере освоения безвоздушного пространства.
Время прочтения: 5 минут

Хроника «обнуления»

В конце февраля 2022 года, когда США официально объявили о введении санкций в отношении РФ, стало известно, что России ограничат доступ к финансам и технологиям, в особенности для стратегических отраслей экономики страны. Президент США Джо Байден сделал заявление о санкциях в отношении космической отрасли РФ.

Ограничительные меры затронули поставку полупроводников, телекоммуникаций, оборудования для информационной безопасности, лазеров, сенсоров и многого другого. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин предупредил Запад, что последствия санкций будут фатальны для всех сторон. Еще 24 февраля он сообщил, что приостановка сотрудничества с Россией грозит МКС сходом с орбиты и падением на территорию США или Европы.

«Еще есть вариант падения 500-тонной конструкции на Индию и Китай. Над Россией МКС не летает, поэтому все риски — ваши», — написал Рогозин в Telegram.

На протяжение месяца на санкции глава Роскосмоса реагировал в свойственной ему эмоциональной манере. Например, в своем Twitter он задавался вопросом: «Кто спасёт МКС от неуправляемого схода с орбиты и падения на территорию США или Европы?». В комментариях отреагировал американский предприниматель Илон Маск. Он прикрепил к ответу изображение с надписью SpaceX, лаконично заверив, что европейцам и американцам можно не опасаться, если Россия вдруг не сможет спасти МКС.

Уже к середине марта от постов в соцсетях Рогозин перешел к более решительным высказываниям, назвав санкции в отношении России незаконными.  12 марта «Роскосмос» обратился к партнерам по Международной космической станции (МКС) с требованием снять ограничительные меры с предприятий госкорпорации.  Требования направлены NASA, а также Канадскому и Европейскому космическим агентствам.

Слишком далекий Марс

Российский блогер и популяризатор космонавтики Виталий Егоров считает, что всего за несколько дней наша космонавтика и космическая наука были отброшены на 25 лет назад. Все усилия по коммерциализации российских космических технологий и международному сотрудничеству обнулены.

«Сотрудничество с Европой по запуску с Куру наших ракет «Союз-СТ» — всё. Причем с российской стороны. Это наши ответные санкции Европе. По факту там оставался один запуск в этом году, но была возможность продления контракта ещё на несколько лет из-за задержек по разработке европейского Ariane 6. Не будет. Сотрудничество с NASA по автоматической межпланетной станции «Венера-Д» — всё. Тоже с нашей стороны. Сама станция возможно и будет, если в 2025 году в бюджете изыщутся деньги на это. Тайваньская электроника стоит почти на каждом спутнике. Без неё придется всё переделывать, а это годы на разработку и не меньше триллиона рублей. Бюджетных», — уверен Виталий Егоров.

26 февраля ответ на санкции Евросоюза «Роскосмос» действительно объявил о прекращении сотрудничества с Европой по запускам ракет «Союз-2» с космодрома Куру во французской Гвиане. Россия отозвала из Куру свой технический персонал, включая стартовый расчёт.

Некоторое время неразрешенным оставался вопрос о запуске марсохода по проекту ExoMars. Европейское космическое агентство называло сотрудничество с Россией «очень маловероятным». У отечественных ученых, по словам Виталия Егорова, была возможность прикоснуться к Марсу впервые с 1971 года.

Однако 18 марта правящий совет Европейского космического агентства (ЕКА) принял решение о приостановке работы с российским космическим агентством по программе.

Что ждет МКС?

Пока неизменной остается лишь совместная работа «Роскосмоса» и NASA на Международной космической станции (МКС). 24 марта глава Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) Билл Нельсон заявил, что профессиональные отношения между астронавтами и космонавтами на борту остались неизменными.

Сейчас на сайте Роскосмоса публикуются отчеты о деятельности стран на МКС. Судя по ним запланированные работы ведутся без сбоев. Так, 30 марта российские космонавты Антон Шкаплеров и Петр Дубров, а также астронавт NASA Марк Ванде Хай покинули МКС для возвращения на Землю на корабле «Союз МС-19». Информация об этом появилась на сайте Роскосмоса.

Расстыковка корабля с МКС произошла около 11 утра, после чего он перешел в автономный полет, и примерно в 14 часов включил двигатели на торможение и сошел с орбиты. Приземление спускаемого аппарата произошло в 147 км юго-восточнее города Жезказгана в Казахстане.

В Роскосмосе подчеркнули, что безопасная работа экипажа на орбите МКС является важнейшим приоритетом. Таким образом, представители российского космического ведомства опровергли заявления западных медиа о том, что Россия угрожает США прекращением сотрудничества по МКС.  Тем не менее, окончательное решение о сроках эксплуатации Международной космической станции будет принято после 31 марта на основании ответа NASA, Европейского и Канадского космических агентств по поводу снятия санкций с ЦНИИмаш и Ракетно-космического центра «Прогресс».

 «31 марта — последний день, когда мы ждем ответ от NASA, Европейского космического агентства, Канадского космического агентства в отношении того, что они должны отозвать санкции в отношении двух наших гражданским компаний. Если они проигнорируют либо ответят муть, мы исходя из их позиции определим свою по отношению к тому, как долго будет работать МКС», — сказал глава Роскосмоса.

 Проект на четверть века

В 2023 году исполнится 25 лет со дня подписания в Вашингтоне соглашения между Россией, США, государствами-членами Европейского космического агентства (ЕSА), Канады и Японии о создании Международной космической станции. Этот документ — основная точка отсчета истории МКС.  

1992 год можно назвать одним из ключевых для истории космической станции. 17 июня Россия и США заключили соглашение о сотрудничестве в деятельности, направленной на исследование космоса. Были разработаны сразу несколько совместных программ: от «Мир-Шаттл» - для полетов многоразовых американских кораблей «Спейс Шаттл» на российскую космическую станцию «Мир» до непосредственного решения о создании МКС. 

Уже через год, в сентябре 1993-го председатель Совета Министров России Виктор Черномырдин и вице-президент США Альберт Гор объявили о создании нового проекта «подлинно международной космической станции». Тогда же «Международная космическая станция» получила своё официальное название.

На протяжение пяти лет Россия и США рука об руку создавали проект, не имеющий аналогов в мире. Две команды работали над эскизами, множественными согласованиями, чертежами, расчетами и строительством, чтобы уже в 1998 году 10 декабря впервые открыть люки в новую станцию. России и США также вместе сделали в неё первый шаг — страны представляли российский космонавт Сергей Крикалев и американский астронавт Роберт Кабана.

С того дня МКС оставалась территорией свободной от большой политики. Территорией, созданной для настоящего международного сотрудничества. Территорией, необходимой для решения сугубо глобальных научных задач. Возможно, именно сейчас постулаты, заложенные на МКС 25 лет назад, напомнят большим политикам, что перед всеми странами по-прежнему стоят единые цели, требующие сплоченности и совместных решений. Исключительно ради мира на Земле. 

Источник изображения: pixabay.com

Рекомендуем

Статья

За пределами Земли: будущее рекламы в космосе

Правительство Российской Федерации поддержало поправки в закон «О государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», которые позволят специалистам ведомства использовать космическую технику как билборды. Зачем, кому и для чего нужен такой пиар среди звезд, узнала «Сфера».

Авторский взгляд

«То, что работало вчера, сегодня может отключиться»: как переводить деньги в Китай

Юрлица всё чаще сталкиваются с проблемой платежей за рубеж. Банки разных стран постоянно вводят новые санкции, затрудняя переводы между российскими и заграничными финансовыми учреждениями — так, например, сделали банки Кыргызстана. Может ли случиться так, что международные платежи можно будет осуществлять юрлицам только с помощью наличных средств? Что сейчас делать тем компаниям, которые имеют партнёров за рубежом? Запасаться криптовалютой? Открывать иностранные представительства? На эти и другие вопросы отвечает Альберт Бодокия, специалист по визовым вопросам, денежным переводам, системам бронирования и программам лояльности, автор телеграм-канала о путешествиях «Аллюзия Альберта».

Авторский взгляд

Альтернативный платеж: как быть при переводе денег за границу

Финансовые отношения с другими странами становятся все сложнее. День ото дня санкции от международных банков ужесточаются. Как не потерять миллионы при переводе средств за границу — в авторской колонке Нелли Романченко, юриста-международника, управляющей компании «Open the World».

Нужно хоть что-то написать