Нежелательные ресурсы и реклама: что важно знать предпринимателю

Госдума приняла поправки к законам «О рекламе» и «О противодействии экстремистской деятельности». Теперь размещение платных сообщений запрещено на сайтах организаций, признанных в России нежелательными или ликвидированными по решению суда, а также на платформах, доступ к которым ограничен по законодательству. Эти изменения касаются как крупных рекламодателей, так и малого бизнеса. Особенно тех, кто работает через агентства или применяет автоматизированные системы закупки трафика. Мы поговорили с экспертами и разобрались, какие риски несёт новый закон и что важно учитывать при выборе площадок уже сейчас.
Время прочтения: 7 минут

Поправки к законам «О рекламе» и «О противодействии экстремистской деятельности» вступят в силу с 1 сентября 2025 года. И дополнят уже имеющееся эмбарго на рекламу у иноагентов, которое ввели с 1 марта 2024 года.

«Несмотря на то, что в России заблокирован ряд социальных сетей, чьи владельцы ведут откровенно недружественную политику по отношению к нашей стране, распространяют заведомо ложную информацию и чуждые нам ценности, граждане и компании продолжают использовать их для рекламы своих товаров и услуг. Порой даже не задумываясь, они переводят деньги тем, кто намеренно вредит нашей стране»,  говорил ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин

Как поясняет Владислав Скворцов, топ-менеджер финансово-технологической компании, основная цель законопроекта — перекрыть источники дохода таких сайтов, не допуская их монетизации за счет российского бизнеса.

«Для рекламного рынка эта инициатива может иметь серьезные последствия. Компании, использующие широкий спектр онлайн-площадок для продвижения, столкнутся с дополнительными рисками и ограничениями. Придется тщательнее отбирать ресурсы для размещения, особенно при работе с международными сервисами. Возможны корректировки медиапланов, что потребует дополнительных ресурсов и времени. В то же время это создаст более прозрачную и предсказуемую среду для бизнеса, уменьшающую риск взаимодействия с сомнительными площадками», — отмечает эксперт.

Как теперь быть рекламодателям? Как найти свою целевую аудиторию и не нарушить закон?

Черный список

Ознакомиться со списками нежелательных организаций и ресурсов можно на официальных государственных порталах, например, на сайтах Генеральной прокуратуры и Роскомнадзора. Компании также могут заранее проконсультироваться с юристами, чтобы минимизировать риски.

Если же сайт или платформа были признаны нежелательными после того, как рекламодатель подписал с ними договор, необходимо будет прекратить сотрудничество. Вопрос возврата средств будет зависеть от условий контракта. Если договор содержит оговорку о форс-мажоре или законодательных изменениях, есть шанс на возврат средств.

Во избежание подобных ситуаций эксперты рекомендуют включать в рекламные контракты пункты о возможности расторжения договора в случае законодательных изменений, а также работать с надежными партнерами, которые готовы идти навстречу в таких вопросах.

Александр Злобин, глава ИТ-отдела «Havas Worldwide», добавляет, что даже чётко прописанный договор не гарантирует полной защиты от рисков.

«Приостановка деятельности площадки может сопровождаться блокировкой счетов со всеми вытекающими последствиями. То есть всё на свой страх и риск», — отмечает он.

«Серый» рынок рекламы: что будет с нелегальными размещениями

Нина Конюшева, генеральный директор аутсорсинговой компании «MiXBS», говорит о том, что нежелательные ресурсы все равно продолжат зарабатывать на рекламе.

«Просто к ним перейдут те, кто ведёт бизнес нелегально — например, онлайн-казино, которые и без того размещают рекламу в интернете», — говорит Нина Конюшева.

С ней согласен и Александр Злобин. Он объясняет, что рекламироваться на таких площадках могут компании, работающие в «серой» зоне. Кроме того, деятельность организаций, признанных в РФ нежелательными, фактически невозможна, а значит, и заключение легальных рекламных контрактов исключено.

«Размещать рекламу на таких ресурсах смогут только те организации, которые находятся вне юрисдикции РФ и, соответственно, не несут каких-либо рисков», — рассказывает он. По словам Александра Злобина, новый закон вряд ли существенно повлияет на рекламный рынок — он лишь закрепляет уже существующие ограничения.

По мнению экспертов «Сферы», бизнесу стоит самостоятельно оценивать риски. Универсального решения нет: статус любой платформы может измениться в любой момент, часто без прозрачной процедуры и без судебных решений.




 Изображение создано Freepik, www.freepik.com

Рекомендуем

Статья

Обновленный закон «О рекламе»: как юридическим фирмам продвигать свои услуги в новых реалиях

C 1 сентября начал действовать обновленный закон ФЗ-38 «О рекламе». Согласно нововведениям, практически все онлайн объявления необходимо будет маркировать, а затем отсылать в Единый реестр интернет-рекламы (сокращено ЕРИР). И делать это нужно не напрямую, а через посредников – ОРД (операторов рекламных данных). Многие представители отрасли считают, что изменения беспрецедентны для российского рынка интернет-рекламы и что проект недоработан. При этом неисполнение новых требований закона влечет крупные штрафы и проблемы для бизнеса в будущем. «Сфера» рассмотрела детали нововведений и узнала, как продвигать юридическую компанию с помощью рекламы с учетом этих условий.

Статья

Ограничение продажи иностранных ценных бумаг и «выращивание» поставщиков: какие законы вступают в силу в ноябре

Штрафы за несоблюдение закона о рекламе. Маркировка электронных сигарет и электрических испарителей. Проверка кредиторами факта мобилизации через ФНС. Какие законы вступают в силу в ноябре — в обзоре «Сферы».

Статья

«Резиновые квартиры» и маркировка рекламы: какие законы вступают в силу в сентябре

Граждане смогут не раскрывать свои персональные данные. Рекламодателей ждут новые правила. Жильцы смогут выбрать новую управляющую компанию дома только большинством. Какие законы вступают в силу в сентябре — в обзоре «Сферы».

Нужно хоть что-то написать