Счета, квартиры и подарки: защита прав третьих лиц на аресты имущества

За последние несколько лет правоохранительные органы стали все чаще накладывать аресты и ограничения на имущество не только обвиняемых и подозреваемых, но и третьих лиц, которые могут не иметь отношения к уголовному делу. Кто находится под угрозой и как третьим лицам защитить свои права и имущество – рассказывает эксперт.
Время прочтения: 7 минут

Кто находится под угрозой и каковы условия ареста?

Как рассказывает адвокат, преподаватель НИУ ВШЭ Екатерина Ипполитова, в первую очередь правоохранительные органы проверяют официальных родственников. Далее по списку следуют гражданские мужья и жены, любовники и любовницы, то есть лица, которые проживают с обвиняемым или подозреваемым. Нередко под угрозой также находятся друзья и ближайшее окружение подозреваемого, предупреждает Екатерина Ипполитова. Например, если следствие установит, что обвиняемый/подозреваемый передал на хранение какое-либо имущество, то это будет основанием для ареста.

Несмотря на то, что практика ареста или наложения других ограничений на имущество третьих лиц довольно распространена, следователь должен привести веские основания, чтобы суд одобрил его требования. Согласно Обзору практики рассмотрения судами ходатайств о наложении ареста на имущество по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 27.03.2019), наложение ареста на имущество третьих лиц возможно в нескольких случаях:

  • в целях обеспечения предполагаемой конфискации имущества или сохранности имущества;
  • при условии, что относительно этого имущества имеются достаточные, подтвержденные доказательствами, основания предполагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого или обвиняемого;
  • имущество использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования преступной деятельности.

Важным шагом на пути защиты прав третьих лиц стало постановление Конституционного Суда РФ от 21.10.2014 № 25-П «По делу о проверке конституционности положений частей третьей и девятой статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью «Аврора малоэтажное строительство» и граждан В.А. Шевченко и М.П. Эйдлена».

«Данное постановление КС РФ сыграло важную роль, поскольку как раз на стыке 2013-2014 годов стали происходить большие и активные аресты имущества третьих лиц. Конституционный Суд в своем постановлении указал на то, что это не совсем соответствует Конституции – такой самостоятельный арест исключительно по мнению следователя. В результате постановления были приняты ряд поправок в уголовно-процессуальный закон», – поясняет эксперт.   

Прежде всего было дано определение понятия имущества: оно включает практически все, что входит в понятие имущества в рамках гражданского законодательства. После этого было также введено дополнительное требование о наложении ареста на имущество третьих лиц только на определенный срок (в рамках уголовного дела в отношении имущества обвиняемых либо подозреваемых арест накладывается бессрочный), рассказывает Екатерина Ипполитова.

«Однако срок определен в законе просто как «разумный». Что это подразумевает на практике? Что часть судов могут наложить арест на имущество третьих лиц на период всего предварительного расследования, кто-то может наложить на полгода, кто-то на месяц. Наиболее стандартный срок – от трех до шести месяцев. После этого следователь обязан, если он считает, что не отпали основания для продления ареста на имущество, пойти в суд повторно с наложением ареста на имущество», – говорит адвокат.  

В постановлении также был определен порядок продления ареста судом. На рассмотрение требования о продлении в обязательном порядке приглашается лицо, чье имущество арестовано. С точки зрения Екатерины Ипполитовой, это важное изменение, так как лицо имеет право в суде защитить свои права и доказать, что имущество никаким образом не связано с преступлением.

Как защитить имущество от ареста и иных ограничений?

Если обратиться к практике, то ситуация покажется довольно безнадежной. Самый известный случай – пример полковника Захарченко, который буквально за несколько дней до своего ареста перевел своей гражданской жене 16 миллионов рублей, рассказывает Екатерина Ипполитова. Так как у девушки не было собственного дохода, ее счет арестовали.

Наложение ареста на имущество гражданских жен и мужей – довольно распространенная практика. «Хотя это не официально зарегистрированный брак и юридической связи между сожителями нет, если в ходе следствия будет установлено, что имеются какие-то счета, которые открыты в банке на имя гражданской жены, все равно это может являться основанием для наложения ареста. Делается вывод, что у гражданской жены нет собственного дохода и она не смогла бы аккумулировать столько денежных средств на своем счету», – объясняет адвокат. Арестованы могут быть не только счета и имущество, но и все подарки, которые условный предполагаемый коррупционер дарил своей даме сердца, говорит эксперт. Та же история может произойти и с собственностью родственников.

Однако существует и позитивная практика. Екатерина Ипполитова приводит в пример дело об аресте имущества гражданской жены. Женщине на праве собственности принадлежала квартира, в которой проходил обыск по уголовному делу в период предварительного расследования, а деньги, хранящиеся в ней, были изъяты. Во время составления протокола обыска присутствовал адвокат обвиняемого. В протоколе следственного действия он указал на то, что квартира не принадлежит обвиняемому, а значит деньги, найденные в ней в ходе обыска, тоже ему не принадлежат. Во время рассмотрения дела по существу удалось подтвердить источники дохода гражданской жены обвиняемого: она была трудоустроена, а ее заработная плата была соразмерна сумме денежных средств, которые были найдены в квартире. В связи с этим суд отказался признать деньги имуществом обвиняемого и отклонил ходатайство об аресте этих средств.

Опираясь на этот пример, Екатерина Ипполитова приводит способы, которые помогут третьим лицам в похожих ситуациях защитить свои права:

  • «На стадии апелляционного обжалования ареста на имущество или на стадии продления необходимо доказывать законное происхождение имущества. Это может быть наличие собственных доходов или отслеживание полной связи: каким образом имущество оказалось у третьего лица», – советует адвокат.
  • Также важно доказать соразмерность стоимости имущества доходам третьего лица.
  • Стоит искать способы отменить арест по процессуальным основаниям.
  • Давать показания относительно происхождения имущества необходимо всегда с участием адвоката, рекомендует эксперт.

Можно ли признать предприятие вещественным доказательством по уголовному делу? Как практика правоохранительных и судебных органов может установить «право первенства» на имущество в обход очередности в банкротстве? На эти и другие вопросы Екатерина Ипполитова ответила в своей лекции «Аресты и «иные ограничения» прав на имущество третьих лиц по уголовным делам экономической направленности».

Источник изображения: Tima MiroshnichenkoPexels 

Рекомендуем

Статья

Дела давно минувших дней: крестьянин Васильев и виноградное вино

«Сфера» продолжает публиковать истории из юридической прессы времен царской России. Один из таких случаев, описанных в еженедельной газете «Право» в 1905 году, разобрал партнер и основатель адвокатского бюро «Рыженко, Мамров и партнеры» Феликс Мамров. Дело касалось крестьянина, воза и вина…

Статья

Защита граждан и их сбережений: в России ужесточат контроль за финансовыми пирамидами

Группа сенаторов и депутатов предложила запретить привлекать средства россиян в качестве инвестиций организациям, которые не поднадзорны ЦБ, и чья деятельность не регулируется законодательно. Поможет ли эта инициатива в борьбе с мошенниками и так называемыми финансовыми пирамидами, и как не попасться на удочку аферистов, выясняла «Сфера».

Статья

Защита vs обвинение: равны ли стороны в уголовном процессе

В работе адвоката много нюансов, особенно если речь идет об уголовном процессе – закон ведь не всегда работает на клиента. Можно ли говорить вообще о равноправии сторон в делах, возбужденных по статье УК, разбирался глава комитета по развитию уголовного судопроизводства Краснодарского краевого отделения Ассоциации юристов России, партнер, руководитель уголовной практики адвокатского бюро, полковник юстиции в отставке Юрий Бескровный. Он посвятил этой теме вебинар на площадке Legal Academy.

Нужно хоть что-то написать