Изъятию подлежит
Имуществом криптовалюту официально признали в начале 2025 года. Отныне ее можно изымать у преступников, как обычные деньги или вещи. Новая инициатива, по словам главы Ассоциации юристов России (АЮР) Владимира Груздева, призвана устранить правовую неопределенность, которая долгое время затрудняла расследование преступлений, связанных с цифровыми деньгами.
Первые уголовные дела, напоминает политолог-международник, руководитель департамента ВЭД GSL LAW & CONSULTING Максим Гладырь, появились еще в 2019–2020 годах. Но тогда криптовалюта с точки зрения уголовного права не существовала вообще.
«По умолчанию большинство российских судов признавали крипту имуществом, но так как у нас не прецедентное право, все ждали решения законотворцев. И вот спустя полгода после фактической легализации криптовалют наконец появились поправки», — объясняет спикер.
Теперь следователи смогут квалифицировать хищение крипты по статьям «кража», «мошенничество» и прочим, связанным с имуществом, что даст возможность возбуждать уголовные дела, поясняет он.
«Кроме того, криптовалюта будет официально фигурировать как предмет взятки или средство легализации преступных доходов», — добавляет Максим Гладырь.
При этом Владимир Груздев замечает, что криптовалюта имеет нестабильный курс и сильно меняется в цене, поэтому до конца не ясно, как точно будет рассчитываться ущерб в рублях.
Трудности в конфискации
Изымать цимфровую валюту будут следующим образом:
- если она хранится на онлайн-кошельке («горячий кошелек») — переведут на специальный государственный счет;
- если на флеш-накопителе или другом устройстве («холодный кошелек») — заберут устройство с паролем.
В последнем случае полиция физически забирает флешку или компьютер. Однако надо понимать, что доступ к криптоактивам осуществляется через приват-ключ, который знает только пользователь.
«Обвиняемого нельзя принудить к раскрытию кодов, а большинство носителей финансовой информации имеют двухфакторную идентификацию, в принципе более сложную защиту. В итоге доступ к криптовалюте можно и не получить», — объясняет Максим Гладырь.
Перевести криптовалюту на специальный адрес-идентификатор, продолжает спикер, можно только при использовании централизованной биржи или сервисов, соблюдающих требования правоохранительных органов.
«В случае с кошельками, ключи от которых находятся исключительно у пользователя, или при использовании иностранных платформ, не готовых к сотрудничеству с отечественными стражами порядка, перевести крипту куда-либо возможно лишь при добровольном содействии владельца», — отмечает Максим Гладырь.
Таким образом, несмотря на прогресс в законодательстве, практическая реализация конфискации цифровых активов остается сложной задачей из-за технических и правовых ограничений.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com