Юрист VS Бизнес
С течением времени значимость и сама функция юриста в бизнесе трансформировалась. Постепенно он становится полноценным участником процесса, в то время как раньше скорее занимался анализом правовой части. Проще говоря, по мнению Светланы Афанасьевой, «устаревший» подход – это, например, простой анализ различных документов на предмет их соответствия закону. Более же прогрессивный – это вовлечение юриста в бизнес-процесс с самого начала.
«Более современный подход – юристу становиться полноценным участником бизнес-отношений, полноценным участником команды. Участвовать в принятии решений, не только решать проблемы, но и помогать бизнесу находить пути решения. Как сапер на минном поле, юрист не только знает, как обезвредить какую-то мину, но и знает, как ее обойти, и, в конечном счете, выйти с этого минного поля», – объясняет Светлана Афанасьева.
При подобной командной работе юристы оказываются в своеобразном «авангарде»: ко всей юридической функции появляется доверие, к ней обращаются на старте, а не в тот момент, когда появляются проблемы. Если юрист выполняет исключительно контрольно-надзорную функцию в организации, руководителю нужно постараться изменить ситуацию.
Что делать с руководителем?
Прежде всего, разумеется, стоит подумать о себе и о том, насколько вы сами сможете справиться с подобной работой. Итак, в первую очередь руководителю юридической функции в бизнесе необходимо:
- хорошо знать отрасль бизнеса;
- быть знакомым с бизнес-процессами в конкретной фирме вне зависимости от того, участвует ли в них юридическая функция;
- мыслить как бизнесмен: работать на результат.
«Как юрист, руководитель юридической службы, который понял, что, к сожалению, его служба не является полноценным участником команды, может поменять эту ситуацию? Естественно, ему нужно менять подход и принципы общения с бизнесом, принципы подготовки задач, ответов на вопросы. И постепенно, шаг за шагом, бизнес начнет больше доверять юристу, чаще к нему обращаться, понимать, что юрист – это помощник и советник, это тот, с кем легче, а не с кем сложнее», – считает Светлана Афанасьева. Она дает и несколько практических советов, которыми можно пользоваться в самых разных ситуациях:
- уточняйте описание целей проекта и предлагайте их решения;
- предлагайте пути минимизации рисков;
- давайте оценку рисков и предлагайте пути управления рисками.
«Основная цель – дать понять, что чем раньше юрист будет привлечен к работе, тем более эффективно, более быстро произойдет реализация проекта. Будет меньше рисков, меньше проблем», – считает специалист.
Более того, если юрист будет вовлечен в проект с самого начала, ему будет гораздо проще вникнуть в проблему, если таковая возникнет. Как следствие – он сможет быстрее и эффективнее ее решить.
Что делать с командой?
«Юрист эффективен настолько, насколько он помогает бизнесу успешно достигать поставленных целей», – говорит Светлана Афанасьева уже не только о руководителе функции, но и о членах его команды. Прежде всего, каждому из них стоит ориентироваться на результат – соответственно, их работа должна оцениваться не по количеству часов, а по реальной эффективности.
«Успех – общий, поражение – мое», – именно такого принципа предлагает придерживаться специалист. Какие-либо промахи команды напрямую касаются руководителя: если в команде есть «слабое звено», почему оно там есть?
Конечно, сотрудников необходимо мотивировать. Сделать это финансово возможно не всегда, однако стоит учитывать еще и другие способы.
- Давайте сотрудникам обратную связь. Показывайте им свою признательность, оценивайте их работу;
- Давайте им возможность проявить себя. Они могут предлагать свои идеи, внося весомый вклад в общее дело;
- Если возможно, давайте им попробовать что-то новое. Кому-то может быть интереснее работать на другой позиции, где он, в конечном итоге, будет приносить больше пользы.
Что делать с компьютером?
Другой важный аспект, которого в своей лекции касается Светлана Афанасьева, – это legal tech. Парадоксально, но юристы, которых, казалось бы, должны заменить роботы, активно выступают за развитие этой отрасли. Дело в том, что, по мнению специалиста, полноценными конкурентами людям машины в этой отрасли станут еще нескоро, однако помощниками могут выступать уже сейчас.
«Уже совсем скоро просто невозможно будет представить эффективного руководителя юридической службы, у которого за плечами нет ни одного проекта по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов или юридической работы», – считает юрист.
Продукция legal tech в конечном счете направлена на устранение рутины и той технической работы, которую может делать абсолютно любой человек. К тому же компьютеру по понятным причинам лучше дается контроль и мониторинг, а также работа с большими массивами данных. Таким образом, Светлана Афанасьева рекомендует обратить внимание на несколько «маркеров», при наличии которых работу лучше «делегировать» искусственному интеллекту:
- Нужно ли для выполнения этой работы высшее юридическое образование?
- Есть ли в этой работе какие-либо повторяющиеся функции?
Автоматизация и оптимизация позволит юристам «работать головой, а не руками»: то есть в целом сделает процесс быстрее и эффективнее. Подобные перемены будут полезны любому юридическому департаменту – стоит только присмотреться и проанализировать, что сотрудники делают такого, что можно было бы снять с их плеч и «переложить» на автоматику.
Подробнее о навыках руководителя юридической функции – в лекции Светланы Афанасьевой.