Российские и зарубежные эксперты обсудили исполнимость арбитражной оговорки в условиях банкротства

Международная юридическая фирма Dentons при поддержке Legal Academy, журнала Legal Insight и международной информационной группы «Интерфакс» провела онлайн конференцию, посвященную исполнимости арбитражной оговорки в условиях банкротства.
Время прочтения: 7 минут

Модератором конференции выступил партнер Dentons в России и признанный специалист в области международного арбитража Константин Кроль. Ведущие эксперты в области арбитража и банкротства из семи стран: партнеры Dentons Роман Зайцев (Россия), Наталья Селякова (Украина), Доминик Пелью (Англия), Анна Кревон-Тарасова (Франция), Лоуренс Тэ (Сингапур), Хайко Хеппнер (Германия) и Роберт Рода (Гонконг) рассказали о том, что может происходить с арбитражем в их юрисдикции, если в отношении ответчика или истца в арбитраже инициирована процедура банкротства.

Партнер и руководитель московской судебно-арбитражной практики Dentons Роман Зайцев отметил актуальность темы конференции и заметил, что количество дел о банкротстве в России растет. В 2020 году общее количество заявлений о банкротстве достигло рекордной цифры – 191 604, тогда как в 2019 году их было 146 482. Роман рассказал, что в России по общему правилу в большинстве случаев при банкротстве ответчика арбитражная оговорка перестает быть исполнимой. При банкротстве истца арбитражная оговорка обычно сохраняет свою силу, но только при условии, что у компании-банкрота достаточно средств для финансирования третейского разбирательства.

Партнер киевского офиса Dentons и руководитель украинской практики в области банковского права и финансирования и реструктуризации и банкротства Наталья Селякова также отметила рост заявлений о банкротстве в Украине. Она рассказала, что по общему правилу при банкротстве ответчика споры должны рассматриваться арбитражным судом. В ситуации, когда банкротом оказывается истец, применимость арбитражной оговорки находится под вопросом, так как в украинском кодексе процедур банкротства и хозяйственном процессуальном законодательстве нет каких-либо конкретных ограничений, но украинские суды могут занять другой подход ввиду устоявшейся практики в отношении юрисдикции споров в деле о банкротстве. В данном случае нет единой практики, все зависит от конкретной ситуации.

Партнер группы международного арбитража Dentons Доминик Пелью рассказал о ситуации в Англии. Он упомянул, что иски об аннулировании сделок согласно российскому законодательству о несостоятельности должны, с точки зрения английских судов, передаваться в арбитраж, если договор содержит арбитражную оговорку. И это несмотря на то, что в соответствии с российским законодательством такие иски могут рассматриваться только российским судом.

Партнер парижского офиса Dentons Анна Кревон-Тарасова отметила, что во Франции в случае банкротства компании все судебные разбирательства против нее приостанавливаются. Однако после регистрации иска в реестре кредиторов и извещения конкурсного управляющего, возможно продолжить арбитражную процедуру. Банкротство во Франции также не влияет на действительность арбитражной оговорки, и кредитор сохраняет право подачи иска в арбитраж и после начала процедуры банкротства при условии предварительной регистрации такого иска в реестре кредиторов. При этом, после начала банкротства, решение об оплате долга по арбитражному решению может быть принято только государственным судом.

Старший партнер Dentons в Сингапуре Лоуренс Тэ заявил, что в случае, если ответчик признан несостоятельным должником в период арбитражного разбирательства, составу арбитров потребуется выяснить конкретный характер несостоятельности, чтобы свести к минимуму риск оспаривания арбитражного решения на таких основаниях как отсутствие правоспособности, неспособность изложить позицию по делу и нарушение арбитражной процедуры. Он также сообщил, что в случае, если процедура банкротства начата после начала арбитражного разбирательства, наступают немедленные последствия, которые влияют на продолжение разбирательства и на способность состава арбитров к изданию постановления о предоставлении обеспечения или аресте активов. Истец стоит перед выбором – доказывать ли свое исковое требование конкурсному управляющему.  Если он решит доказывать свое исковое требование и не будет удовлетворен принятым решением в отношении своего требования, то существует процедура обжалования.  Если он желает запросить разрешение суда на продолжение арбитражного разбирательства, то он обязан убедить суд в том, что продолжение арбитражного разбирательства не вызовет ненадлежащую утечку активов ответчика-банкрота.

Партнер Dentons в Германии Хайко Хеппнер рассказал, что в деле о банкротстве конкурсный управляющий заменяет неплатежеспособную сторону в арбитражном или судебном разбирательстве. Арбитражное соглашение при этом остается в силе. Если процедура банкротства была возбуждена после начала арбитража, арбитраж приостанавливается до тех пор, пока конкурсный управляющий не ознакомиться с делом.

Партнер Dentons в Гонконге Роберт Рода отметил, что в случае банкротства компании в Гонконге никакие действия или судебные разбирательства не могут быть предприняты или начаты против нее, кроме как с разрешения суда. Таким образом, существующее арбитражное разбирательство автоматически приостанавливается, а новое арбитражное разбирательство не может быть начато без разрешения суда.

Запись конференции доступна по ссылке.

В глобальную группу международного арбитража Dentons входят более 40 партнеров и 120 юристов, включая русскоговорящих экспертов, работающих в ключевых мировых центрах коммерческого арбитража, в том числе в Париже и Лондоне. Юристы представляют интересы клиентов в сотне арбитражных процессов на шести континентах с общей суммой исков в миллиарды долларов. 

Dentons располагает офисами в подавляющем большинстве стран, где проводится международный арбитраж, в том числе в таких ключевых арбитражных центрах, как Лондон, Нью-Йорк, Париж, Гонконг, Сингапур, Пекин, Дубай, Франкфурт. Юристы фирмы могут координировать весь процесс из России независимо от его сложности и географии.

Dentons – ведущая юридическая фирма в области международного арбитража в России и СНГ. Юристы фирмы успешно представляют интересы клиентов в международных арбитражных и судебных разбирательствах, предлагая надежные и практичные решения на всех этапах — от выработки наиболее приемлемого для клиента механизма урегулирования споров до слушаний и обеспечения исполнения арбитражных решений.

О Dentons

Dentons – крупнейшая в мире юридическая фирма* с 200 офисами, расположенными более чем в 80 странах. Штат фирмы насчитывает 20 000 специалистов, включая 12 000 юристов, которые помогают клиентам в решении возникающих у них проблем и реализации возможностей по всему миру. Dentons предоставляет юридические услуги российским и международным компаниям, банкам и другим финансовым институтам, фондам прямых инвестиций, государственным предприятиям и некоммерческим организациям.

*The American Lawyer 2020 – Рейтинг 200 международных юридических фирм по количеству юристов (Global 200).

 Источник изображения: unsplash.com

 

Узнать больше о наиболее важных институтах банкротного права и актуальных проблемах, с которыми чаще всего сталкиваются практикующие юристы, можно на курсах повышения квалификации «Банкротство: от доктрины до судебной практики. Системный анализ» и «Банкротство гражданина»

Рекомендуем

Авторский взгляд

За мужа ответишь: какие последствия ждут родственников при банкротстве

Какими могут быть последствия для родственников при банкротстве? Может ли гражданин перед процедурой банкротства переписать имущество на близких? Как быть с алиментами? И можно ли супругу или родителям обезопасить себя и своё имущество, если их родственник решил признать себя банкротом? На эти и другие вопросы специально для «Сферы» ответил Антон Михайлов, основатель и генеральный директор ООО «Банкрот-Сервис», Москва.

Статья

Возрастной банкрот: можно ли избавиться от долгов, будучи на пенсии

Опасно ли признавать себя банкротом, если вам больше 60 лет? Можно ли при этом лишиться единственного дохода? Какие есть нюансы реструктуризации долгов у пенсионеров? На эти и многие другие вопросы ответили эксперты в материале «Сферы».

Статья

«Зомби-компании» в экономике: когда мертвые продолжают ходить

За последние три года число дел о несостоятельности компаний снизилось почти на 52% – с 1 735 до 839 дел в год. Но некоторые бизнесмены, которые должны заявить о своем банкротстве, этого не делают. Их даже прозвали «зомби-компании». Что это за явление, мешает ли оно экономике и как решить проблему, рассказывает «Сфера».

Нужно хоть что-то написать