Залог — мера пресечения, которую суд назначает в качестве альтернативы взятию под стражу или домашнему аресту. Подозреваемый, обвиняемый или другое лицо вносит деньги или иные ценности в качестве финансовой гарантии, передаваемой в распоряжение органа, ведущего уголовное дело. Главная задача залога — обеспечить явку обвиняемого на следственные действия и в суд, а также предотвратить совершение им новых правонарушений.
Согласно судебной статистике, мера пресечения в виде залога используется в России крайне редко. На неё приходится меньше 0,2% всех решений. Например, в 2023 году суды применили залог всего 66 раз по всей стране, а в 2024 году — 67. За первые шесть месяцев 2025 года следователи подали и суды удовлетворили ходатайства об избрании залога в качестве меры пресечения только для 15 человек. При этом за тот же период судами было вынесено около 30 тысяч решений о заключении под стражу.
Ежегодно суды выносят около 85 тысяч постановлений о заключении под стражу, примерно 16 тысяч решений о домашнем аресте и почти 5 тысяч — о запрете определённых действий. Разница огромна. Как отмечает адвокат по уголовным делам, управляющий партнер коллегии адвокатов M-Partners Екатерина Беспалова, даже по экономическим делам, где залог мог бы быть самой логичной мерой, в 2024 году его избрали всего дважды.
Председатель коллегии адвокатов «ZUEV.PRO», член адвокатской палаты Московской области, адвокат по уголовным делам Андрей Зуев объясняет — в правоприменительной практике есть две причины столь редкого назначения залога. Первая заключается в отсутствии предмета залога у обвиняемого ввиду недостаточной обеспеченности или из-за ареста активов по уголовному делу для исполнения будущего приговора или возмещения ущерба. Вторая — в сложности и неопределенности критериев исчисления величины суммы.
По словам члена президентского совета по правам человека Евы Меркачевой, суды часто отказывают в этой мере пресечения, ссылаясь на отсутствие чётких правил. Они опасаются, что если отпустить под залог одного человека, то придётся отпускать и другого, у которого просто нет денег, что несправедливо.
Какие изменения предлагает Минюст?
Согласно статье 106 УПК РФ, минимальная сумма залога составляет не менее 50 тысяч рублей для преступлений небольшой и средней тяжести, а для тяжких и особо тяжких — не менее 500 тысяч рублей. Новые же правила предлагают определять сумму залога в зависимости от причиненного ущерба. Эта мера распространится на экономические преступления, в том числе уклонение от уплаты налогов и сборов, а также мошенничества.
Инициатива корректирует не только величину залога, но и наделяет суд правом устанавливать для обвиняемого дополнительные обязанности и ограничения. Например, суд сможет обязать человека не покидать место своего проживания или регулярно являться к следователю по вызову. Соблюдение всех наложенных судом требований будет контролироваться в порядке, который установлен частью 11 статьи 105.1 УПК РФ.
Андрей Зуев считает, что в предложении Минюста ничего принципиально нового нет и она никак не изменит ситуацию. Положения статьи УК уже содержат часть 8.1, которая была введена Федеральным законом от 18.04.2018 N 72-ФЗ, и предусматривает возможность при назначении залога возложения на обвиняемого запретов, предусмотренных частью 5 статьи 105.1 УК РФ, то есть тех запретов, которые устанавливаются при избрании меры пресечения в виде запрета определённых действий.
«То есть, по сути, залог уже сейчас является «сильной» мерой пресечения, вдвойне обеспечивающей интересы правосудия. Сама сумма или имущество залога призваны обеспечить розыск обвиняемого в случае уклонения и нивелирования общественно-опасных последствий преступления, что стоит отдельно от возмещения ущерба», – подчеркивает спикер.
Во всех уголовных делах об экономических преступлениях есть ущерб. В случае выявления у обвиняемого имущества, на которое может быть обращено взыскание, на него накладывается арест, для обеспечения исполнения приговора в части основного или дополнительного наказания в виде штрафа и возмещения ущерба.
«По экономическим статьям, кроме заключения под стражу в тяжелых случаях, и подписки о невыезде в наименее тяжелых, чаще всего применяется домашний арест и запрет определенных действий», – отмечает эксперт.
Юрист Сriminal Defense Firm Владислава Безушкевич подчеркивает, что залог используется гораздо меньше, чем хотелось бы. Часто его размер не соответствует ущербу от преступления, что делает меру неэффективной. Суды и следователи предпочитают более жёсткие меры, например, арест, потому что так проще контролировать обвиняемого.
Адвокат бюро «След» Анастасия Первакова считает, что для реальных изменений мало просто реформировать залог. Нужно запретить сажать под стражу людей, обвиняемых в большинстве ненасильственных преступлений.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com