Правила использования
В настоящее время позиция государства, как и многих людей, относительно БПЛА достаточно однозначна. Область их применения рассматривается сугубо с военной точки зрения. Законодательство также оставляет не так много пространства для их использования в коммерческих и общественно полезных целях.
История создания беспилотников только подтверждает эту устоявшуюся позицию: изначально они разрабатывались как средства, способные автономно пролетать сотни километров, с помощью различных сенсоров собирать информацию о местности и расположении объектов на ней и, в некоторых случаях, наносить по этим объектам удары. Однако с развитием технологий, БПЛА, а в частности дроны, начали применять в различных областях, не связанных с военной тематикой.
Использование БПЛА в России регулируется двумя постановлениями Правительства РФ: №658 от 27.09.19 (правила регистрации дрона) и №74 от 3.02.20 (правила использования воздушного пространства, ИВП). В течение 10 дней с момента покупки дрона владельцу необходимо зарегистрировать его в Федеральном агентстве воздушного транспорта (ФАВТ). Все квадрокоптеры весом более 150 грамм подлежат регистрации, а меньше — не подлежат.
После того, как беспилотник будет внесен на портал учета БПЛА, ему будет присвоен номерной знак. Подобную регистрацию можно также осуществить на сайте Госуслуг. После получения номера пилот должен закрепить его на корпусе дрона. В случае неисполнения этого требования придется заплатить штраф в размере 2500 рублей. Беспилотники должны иметь опознавательные номера, как автомобили.
«Следующим шагом по запуску БПЛА является анализ района желаемого полета на случай запретных зон или режима с ограничениями полетов. Мы, как компания, применяющая дроны в промышленном строительстве, используем для этого сайт fpln.ru. Надо понимать, что полеты и съемка с дрона исключены в близости и над объектами: структуры Министерства обороны РФ (здания, воинские части, полигоны, города и др.); заводы, фабрики и аэропорты», — пояснил в беседе со «Сферой» региональный директор компании TraceAir, использующей дроны в строительстве, Артур Хасиятуллин.
Также в современных реалиях Росавиация системно ограничивает полеты как самолетов, так и дронов в ряде российских городов: Краснодар, Белгород, Анапа, Ростов-на-Дону и в других южных регионах.
Важным аспектом в организации полетов БПЛА является согласование не только полета, но и самой съемки с воздуха. На любой тип воздушного судна (ВС), а дрон к ним относится, распространяется весь перечень ограничений в воздушном пространстве в области государственной тайны, содержащийся в инструкции, которую разработали в 90-ые годы. Данный документ до сих пор является секретным, а чтобы узнать критерии из этой инструкции, необходимо получить специальное разрешение, отмечает Артур Хасиятуллин.
Заверить документ должны в ряде государственных организаций:
- Генеральный штаб вооруженных сил РФ;
- Оперативное управление штаба военного округа;
- Местная администрация (если полет проходит над населенным пунктом);
- Территориальные органы безопасности ФСБ.
«При разработке инструкции никто не мог представить, что в будущем дроны будут эффективно использоваться как в коммерческих, так и в развлекательных целях. В этом, конечно, наблюдается необходимость обновления законодательной базы по использованию БПЛА в России. Пока, к сожалению, она носит запретительный характер и не позволяет широко развивать беспилотные технологии в бизнес-отраслях (строительство, аграрная сфера, логистика и т.д)», — считает эксперт Артур Хасиятуллин.
Как поэтапно согласовать полет?
- Проверить, с кем в выбранной закрытой зоне необходимо согласовать полет.
- Сформировать Представление и отправить его по электронной почте, письмом или через сайт.
- Подать план полета (в ЗЦ ЕС ОрВД).
- Срок подачи Представления зависит от установленного режима. Если режим временный, то Представление следует оформить за пять суток. Если местный — за трое суток.
Способы использования
По словам инженера в области ПО для БПЛА Виталия Спиченко, первым пунктом в списке общественного использования дронов могла бы стать адаптация методов дистанционного зондирования земли. Термин подразумевает съемку с достаточно больших высот или даже из космоса и последующую обработку этой информации. Например, создание ректифицированных, имеющих метровую точность и минимальные искажения, ортофотопланов.
«Развитие нейронных сетей отрыло огромные возможности для автоматической обработки снимков с дронов. Активное применение таких технологий началось в сфере агропромышленного комплекса. Выполнить пролет над посадками, а затем, практически в режиме реального времени, получить уже обработанную и отсортированную информацию о том, какой процент посеянного поврежден, в какой части поля урожай лучше, а в какой хуже — все это также стало возможно с использованием квадрокоптеров», — отметил Виталий Спиченко.
Больше не нужно внимательно всматриваться в снимки, не говоря уже о том, чтобы самому ходить и проверять каждый куст. Экономическая выгода здесь очевидна.
Следующая сфера — контроль безопасности при строительстве и последующая инспекция высотных и труднодоступных объектов. Среди вариантов применения: поврежденные линии электропередач, отслеживание очагов пожаров, проверка целостности протяженных газовых труб (также поиск места утечки), и даже морских точек нефтедобычи. Такое использование предлагают своим покупателям крупные производители дронов прямо на официальных сайтах. Технологиям, лежащим в основе всего вышеперечисленного, не один год, а некоторым — не один десяток лет.
Это важно не только с коммерческой точки зрения компаний, зарабатывающих на предоставлении подобных услуг, но и для всего человечества. Автоматизированный поиск пропавших людей в удаленной, труднодоступной местности, потенциально спасенные жизни в инспекции высотных сооружений и контроль посевов, которыми питается население – тому подтверждение.
Источник изображения: freepik.com