«После прочтения сжечь»: есть ли у NFT рынка будущее в России?

Об NFT (Non Fungible Token, невзаимозаменяемые токены) активно начали говорить только в прошлом году. Это индивидуальный криптоактив, цифровой сертификат на право владения, который стал известным благодаря нескольким крупным продажам в области современного искусства. Почти за три миллиона долларов продали первый в мире твит, прогремела история с покупкой цифровой копии одной из работ таинственного Бэнкси, физический оригинал которой сожгли в прямом эфире, а цифровая работа художника Уинкелманна «Первые 5000 дней» поставила один из аукционных рекордов по стоимости. Рынок NFT развивается, но есть ли у него шанс на будущее в России?
Время прочтения: 6 минут

Токенизация активов — явление не новое. С 2015 года по всему миру на блокчейне начали токенизировать золото, недвижимость, доли в компаниях. Однако то были токены, за которыми стояли реальные, физические, объекты, а вот невзаимозаменяемые токены (NFT) подтверждают владение исключительно виртуальными предметами.

Ярким примером создания виртуального актива стал перфоманс блокчейн-компании Injective Protocol, которая в прошлом году купила за 95 тысяч долларов произведение уличного художника Бэнкси. В прямом эфире в Twitter трафарет 2007 года под названием «Morons (White)» сожгли. Так произведение начало существовать только в виртуальном пространстве. При этом доступно оно может быть только обладателю NFT.

«То, что продается в NFT, это, по сути, уникальность. А уникальность — это основная составляющая, ценность любого произведения искусства, — объясняет руководитель компании LFCS, автор курса по Legal Design для Legal Academy Юрий Брисов, — Проблема гарантии прав обладателя интеллектуальной собственности существует давно, и появляются новые способы защиты. Один и них, токенизация, реализуется при помощи технологии блокчейн — мы берем какой-нибудь объект и присваиваем ему цифровой код, он переходит в цифровое пространство. Это можно сравнить с сертификатом на право собственности. Токен — это такой уникальный сертификат, который существует в цифровом пространстве и условно выражает право собственности на объект в реальном мире».

Как это работает?

Предполагается, что токены могут быть привязаны к любому цифровому объекту.  Это может быть и музыка, и картины, и игры, и даже и домены для сайтов. Технология NFT возникла еще в 2017 году и развивалась постепенно, поскольку на тот момент было не до конца понятно, где использовать токены. Сейчас же существует огромное количество площадок и маркетплейсов, где можно продавать и покупать цифровые объекты.

Как считает начальник юридической службы Государственного Эрмитажа Марина Цыгулева, токен нужен преимущественно тем, кто создает цифровые объекты, обладающие новизной, и которые изначально создаются как цифровое произведение.

«Что касается тех музейных предметов, которые хранятся в Эрмитаже, Лувре, Национальной галерее, то тут говорить о ценности токенов не приходится, потому что Государственный Эрмитаж не может ничего продать из своего собрания. Только право воспроизведения», — говорит Марина Викторовна, — «Мону Лизу нельзя продать ни по закону, ни по здравому смыслу. Мы не можем никому отдать даже исключительное право воспроизведение подобного шедевра. Это не та история, которая касается государственных музеев».

Иная ситуация складывается с предметами цифрового искусства. Правда в России технология NFT сталкивается с проблемой — у авторов нет возможности размещать свои произведения для продажи на зарубежных площадках. Впрочем, добавляют эксперты, сложившаяся ситуация — повод для развития собственных платформ.

Проблемы рынка NFT

Поскольку правовое регулирование в области NFT-технологий до конца не налажено, существует целый ряд проблем, с которыми могут столкнуться и продавцы и покупатели предметов цифрового искусства.

  1. В токене зашифрована ссылка, которая отправляет пользователя на платформу, где размещен объект. Если платформу взломают и предмет искусства удалят, то NFT не будет ничего стоить.
  2. При продаже NFT-объектов часть прибыли должна уйти создателю, но в разных странах существует разный подход к вознаграждению автора. По этой причине между продавцом и покупателем из разных стран может возникнуть противоречие.
  3. Обладатель токена размещает в Сети свои персональные данные. До конца не ясно, насколько они защищены.
  4. Покупка цифрового объекта не гарантирует права коммерческого использования.
  5. Большинство NFT продаются за криптовалюту, но в России запрещено покупать товары и услуги таким способом.

Наконец, в большинстве стран законодательство регулирует только владение физическими объектами, а владение данными, по закону, невозможно. Токены нельзя физически передать, отсюда и проблемы правового регулирования.

Есть ли у NFT перспективы?

Пока NFT — поле для споров юристов. Правоотношения в области цифрового искусства подразумевают определенные финансовые обязательства. Кроме того, возникают вопросы в области интеллектуальной собственности, проблемы с точки зрения гражданского и уголовного права, защиты данных.

Пока специалисты пришли к выводу, что NFT подразумевает право владеть, но не пользоваться. NFT — это не акции, не облигации, не право участвовать в капитале, не право получать дивиденды, а факт возможности торговли требует хотя бы базовой стандартизации. На сегодняшний день важно, чтобы все вопросы, касающиеся права собственности, были четко прописаны в смарт-контракте. Например, какие именно права продаются при продаже токенов. Права и покупателя, и изначального автора в нынешних условиях отсутствия специального законодательного регулирования до конца не защищены. Впрочем, стоит учесть тот факт, что NFT рынок возник недавно и разрешение спорных моментов еще впереди. 

Понять, как NFT способен изменить сферу защиты прав интеллектуальной собственности и помогут ли токены в регулировании арт-рынка, можно из записи дискуссионной сессии «Перспективы регулирования обращения NFT рынка (Non Fungible Token)».

Источник изображения: скриншот видео YouTube-канала Burnt Finance

Рекомендуем

Статья

«Принудительное» лицензирование объектов интеллектуальной собственности. Вебинар Legal Academy

Охрана объектов интеллектуальной собственности (ИС) — задача непростая. Мошенники и недобросовестные люди, постоянные изменения законодательства, сложность самой сферы ИС — все это провоцирует ошибки. А это может стать причиной, почему правообладатель теряет контроль над ситуацией.

Статья

Без кино и музыки: ждать ли в России расцвета пиратства

Первой заявила, что приостанавливает выпуск своих фильмов в России, компания Walt Disney Pictures. Вскоре к ней присоединились другие крупнейшие голливудские студии. Досталось и музыке — об уходе с российского рынка друг за другом объявили представители мировых звукозаписывающих лейблов, а также крупнейшие стриминговые площадки, где можно было легально прослушать и купить релизы любимых музыкантов или новинки кинематографа. «Сфера» вместе с экспертами разбиралась, ждать ли в такой ситуации очередной волны пиратства на территории России.

Статья

Множественность нарушений в сфере использования интеллектуальной собственности: за что и как привлекать к ответственности. Круглый стол Legal Academy

Интеллектуальная собственность прочно вошла в экономический оборот и заняла серьезные позиции, так как ее объекты представляют собой актив, обеспечивающий развитие и продвижение практически любой сферы. Но с пониманием обществом ценности таких объектов настигли правообладателей и множественные нарушения, касающиеся нелегального использования объектов интеллектуальных прав.

Нужно хоть что-то написать