ЕС vs российские патенты: повлияют ли санкции на регистрацию интеллектуальной собственности за рубежом

Очередной санкционный пакет ЕС обязал европейские ведомства по защите интеллектуальной собственности и национальные патентные организации стран— членов союза не принимать новые заявки на регистрацию объектов (патентов, товарных знаков, промышленных образцов, полезных моделей, географических указаний) от граждан России и иностранцев, работающих с россиянами. Однако, как полагают опрошенные «Сферой» эксперты, на соотечественниках и их партнерах данная мера практически не отразится.
Время прочтения: 5 минут

А все потому, поясняет управляющий партнер Seven Hills Legal, адвокат, патентный поверенный Юлия Гуриева, что главной структурой в вышеуказанной сфере по-прежнему остается ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности, созданная на базе ООН. Она не подчиняется законодательству стран Евросоюза. Напротив, европейские политики должны следовать правилам ВОИС, так как являются членами организации, а значит, приняли на себя обязательства в рамках соответствующих международных соглашений и протоколов.

«14-й пакет санкций декларирует, что страны Евросоюза должны сделать все возможное, чтобы ВОИС следовало принятым санкциям, однако по факту не существует никаких правовых методов реализации такой декларации. Это просто инструмент лоббирования», – замечает управляющий партнер Seven Hills Legal, адвокат, патентный поверенный Юлия Гуриева.

В документе также сказано, что сами решения об отказе выноситься не будут. Евросоюз просто оставит без ответа заявки о регистрации, полагает патентный поверенный № 2104, основатель патентного бюро «Изибренд» Ольга Бондарева.

Как подаются заявки в ВОИС?

В ВОИС функционирует несколько систем, направленных на защиту интеллектуальной собственности:

  • договор о патентной кооперации (Patent Cooperation Treaty, PCT) — для патентования изобретений во всех странах, работающих с ВОИС;
  • «Мадридская система» — для регистрации товарных знаков;
  • «Гаагская система» — для патентования промышленных образцов;
  • «Лиссабонская система» — для регистрации географических указаний и наименований мест происхождения товаров.

«Заявители могут направить форму в ВОИС напрямую или через Роспатент, который проверит и перешлет документы по регламенту. По каждой системе предусмотрена уплата пошлины как в ВОИС, так и в Роспатент за посредничество. Документы принимают в электронном и бумажном виде», – рассказала Ольга Бондарева.

В чем заключается помощь?

В ВОИС недавно публично подтвердили отсутствие каких-либо ограничений для заявок российских граждан и организаций.

Так как универсального международного сертификата на регистрацию интеллектуальной собственности не существует, россиянам, чтобы продвинуть свой бренд в другой стране, необходимо получить разрешение на патент именно того государства, где товар или услуга будет действовать.  Если с подачей заявки по внутренней национальной процедуре не удается осуществить регистрацию, в том числе и под давлением санкций, то на помощь приходит ВОИС.

Заявку в эту организацию в России можно подать через Роспатент, который в этой ситуации выступает как национальный посредник, а потом уже ВОИС берет на себя эту роль - между заявителем и патентным агентством в стране, которая запросила правовую охрану. Регистрация патента через организацию может занять значительно больше времени, чем через региональные ведомства других стран. Но обращаясь в ВОИС бизнесу удастся сэкономить средства и время.

Так, рассказала Юлия Гуриева, международный знак регистрируется при получении ВОИС международной заявки. Дальше локальные ведомства проводят экспертизу и могут  отреагировать на регистрацию предварительным отказом в течение 12 или 18 месяцев. Далее заявитель в праве высказать свои возражения, которые учитываются ведомством при принятии окончательного решения. Если локальное ведомство никак не реагирует на международную регистрацию в указанный срок, товарный знак считается зарегистрированным без возражений.

С регистрациями патентов сложнее, потому что после подачи PCT (Договор о патентной кооперации), отмечает эксперт, заявки необходимо переводить на локальный уровень и подавать в местные/региональные ведомства.

Ольга Бондарева, резюмирует: сейчас в этой сфере сложилась беспрецедентная ситуация, и на ее развитие нужно смотреть через призму практики.

Рекомендуем

Статья

Новый контроль за IP-сделками с «недружественными» странами

Президент России Владимир Путин в мае 2024 года подписал Указ № 430, который вводит новый порядок согласования сделок по отчуждению интеллектуальной собственности правообладателей из «недружественных» стран. Подробно разобрать документ в своей авторской колонке для «Сферы» решила юрист практики интеллектуальной собственности SEAMLESS Legal Алиса Михеева.

Статья

ИИ и нейросеть: как юристы используют технологии в работе?

Представить жизнь человека без нейросети и искусственного интеллекта (ИИ) уже невозможно. Эти две технологические разработки прочно заняли свое место в современном обществе. «Сфера» выяснила, как нейросеть и ИИ интегрировались в рабочую рутину представителей Фемиды.

Авторский взгляд

Переработка чужого ПО: вы новый автор или нарушитель?

Ничто не ново в этом мире: многие программы являются переработкой созданного ранее ПО. На основе имеющегося, в том числе в открытых источниках, материала делают модули к основной программе, адаптируют версии ПО и т.д. Будет ли переработка старого произведения считаться новым? Как не перейти тонкую грань между правомерным изменением и незаконным использованием чужого продукта? На эти и другие вопросы в своей авторской колонке отвечает юрисконсульт в области ИТ RTM Group Татьяна Сергеева.

Нужно хоть что-то написать