Главная задача
Цель реформы — снижение административных барьеров для бизнеса через цифровизацию и упрощение процедур. Реформа унифицирует процессы: теперь предприниматели смогут получать полный комплект документов через «Госуслуги» по единому стандарту.
Курирующий реформу глава аппарата правительства, вице-премьер Дмитрий Григоренко заявил, что на данном этапе уже сформирована концепция таких решений, но детали механизма, технические нюансы и список разрешений для пилотного проекта будут проработаны отдельно.
«Сегодня на рынке представлено большое количество видов деятельности, для ведения которых нужно получать определенные разрешения, лицензии. Эта реформа в первую очередь направлена на снижение административной нагрузки на бизнес, так как предприниматели в этих сферах вынуждены тратить много сил, времени и ресурсов на взаимодействие с государственными органами», - замечает Дмитрий Келин, основатель и руководитель юридической компании Kelin.
Как будет работать упрощение в 2025 году?
- Уведомительный порядок— часть разрешений можно получить, просто уведомив государство, без длительных согласований;
- Пакетное оформление— предприниматели смогут одним заявлением получить несколько связанных разрешений;
- Автоматизация продления — тестируется система с напоминаниями и автоматическим обновлением разрешений.
На портале «Госуслуги» уже действует сервис, где требуется заполнять минимум данных, а благодаря межведомственному обмену информацией больше не нужно загружать сканы документов.
«Сейчас более половины лицензий оформляют через «Госуслуги», а процесс получения 423 видов разрешений (включая 51 популярную лицензию) стал проще. Это часть реформы, которая делает систему удобнее за счёт цифровизации и сокращения бюрократии», — отмечает Маргарита Рязанцева, кандидат технических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ.
Известно, что участниками эксперимента также являются министерства — Минспорт, Минэнерго, Минюст, Федеральная антимонопольная служба и Росатом.
Что поможет решить реформа?
Сергей Довгаль, член Центрального совета профсоюза «Новый труд», подчеркивает, что реформа направлена на решение ключевых проблем бизнеса: упрощение документооборота, уменьшение коррупционных рисков благодаря цифровому взаимодействию. Кроме того, сроки выдачи разрешений сократятся до нескольких дней.
«Это ускорит выход новых компаний на рынок, повысит экономическую активность. Процедуры станут прозрачнее благодаря чётким стандартам. Все это снизит административную нагрузку и стимулирует рост предпринимательства», — добавляет он.
Для кого эксперимент актуален?
«Для бизнеса станет доступна выдача лицензий по принципу одного окна, как у физических лиц в офисах «Мои документы». Я высоко оцениваю работу портала «Госуслуги», потому думаю, проблем тут возникнуть не должно», – говорит Нина Конюшева, генеральный директор MiXBS.
Возможность подачи комплексного заявления актуальна для тех видов деятельности, где требуется целая группа взаимосвязанных разрешений — как от одного ведомства, так и от нескольких.
Например, для открытия аптеки нужно получить лицензию Росздравнадзора на фармацевтическую деятельность, а также разрешения Роспотребнадзора — санитарно-эпидемиологическое заключение и результаты экспертизы.
Дмитрий Григоренко заявил, что на данном этапе уже сформирована концепция таких решений, но детали механизма, технические нюансы, перечень разрешений, включённых в эксперимент, будут уточнены отдельно.
Об уведомительном режиме
Проект постановления правительства уточняет, что заявители через портал «Госуслуги» смогут получать уведомления о возможности оформить разрешение (например, перед истечением срока предыдущего) вместе с предзаполненной формой заявления. Данные в форму будут автоматически подгружаться из предыдущих обращений и документов, имеющихся у ведомств — участников эксперимента.
Главный вызов при внедрении проактивного режима — необходимость отсечь компании, которые формально могут получить разрешение, но не планируют реальной деятельности. Это нужно, чтобы избежать массовой выдачи «пустых» разрешений и появления на рынке фирм-однодневок с неиспользуемыми лицензиями.
В аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко поясняют, что проактивный режим возможен только при соблюдении двух условий:
- Государство располагает достоверными данными о соответствии предпринимателя требованиям для конкретного вида деятельности.
- Предприниматель дает согласие на использование своих данных.
Технически это реализуется за счет интеграции госсистем, витрин данных и межведомственного взаимодействия. Например, Росрыболовство и рыбопромышленники уже готовы к запуску такого механизма: после распределения квот рыбаки будут автоматически получать уведомления с предложением оформить разрешение на вылов.
База данных для экспериментов расширяется: к поставщикам информации (Минздрав, ФНС, Росреестр и др.) добавятся МВД, Росфинмониторинг и Социальный фонд. По решению рабочей группы к эксперименту могут подключиться и другие организации.
Преимущества для бизнеса
По словам Маргариты Рязанцевой, реформа уже даёт ощутимые результаты:
- количество документов для лицензий сократилось вдвое (с 10 до 5), срок выдачи — в 3 раза быстрее (с 45 до 15 дней);
- для разрешений документов стало на 40% меньше (с 8 до 5), срок сократился почти вдвое (с 43 до 23 дней);
- запись о лицензии или разрешении автоматически вносится в реестр. Например, аккредитация образовательных учреждений теперь требует 3 документов вместо 20, срок — 25 дней вместо 75;
- для подачи заявления необходима электронная подпись. Заполненную форму на портале «Госуслуги» следует распечатать, подписать и повторно загрузить в формате PDF.
«Реформа должна повысить интерес к лицензируемым видам деятельности, ведь сейчас многие предприниматели избегают их из-за сложной бумажной волокиты. Упрощение получения разрешений привлечет больше предпринимателей во все отрасли», – добавляет Дмитрий Келин.
Минусы реформы
Среди недостатков — технические сбои портала «Госуслуги», особенно при высокой нагрузке, которые могут временно приостановить работу системы. Сергей Довгаль обращает внимание, что часть документов может остаться вне эксперимента, а охват разрешений окажется неполным. Кроме того, существует риск ошибок при автоматической обработке заявок, если алгоритмы искусственного интеллекта недостаточно дообучены.
«Упрощение лицензирования — логичное развитие портала, направленное на стандартизацию процессов и снижение коррупционных рисков. Инициатива заслуживает положительной оценки, хотя на этапе внедрения возможны сложности с адаптацией госструктур. Однако за 1–2 года основные проблемы будут устранены, что упростит бизнесу взаимодействие с государством», — объяснил Павел Кондратьев, генеральный директор «Плюсофон».
Дмитрий Келин подчёркивает, что оценивать недостатки преждевременно — реформа пока на стадии разработки. Многое будет зависеть от сфер её применения, конкретной реализации упрощённого порядка и готовности госорганов к проактивной модели работы. Окончательные выводы можно будет сделать после полного внедрения изменений.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com