Чтобы отказаться от бумажного документооборота и ускорить сроки исполнительного производства, ведомство планирует создать цифровую модель исполнения решений. После ее запуска предполагается, что все судебные приказы, постановления о взыскании задолженности и нотариальные соглашения будут вносить в реестр автоматически после вступления в силу.
«Доступ к данным, содержащимся в Реестре, будет обеспечиваться мгновенно и надежно, исключая потери или задержки. Информация при этом будет всегда точной и актуальной. При этом в отличие от банка данных исполнительных производств, размещенного на сайте ФССП России, доступ к сведениям из Реестра будет предоставляться ограниченному законом кругу лиц, участвующих в процессе исполнения конкретного исполнительного документа», — говорится в заявлении Минюста.
Также в ведомстве со ссылкой на данные ФССП России сообщили, что в 2024 году 51% исполнительных производств возбуждалось на основе электронных документов, что подтверждает готовность системы к цифровой трансформации.
Без бумажной волокиты
«Документы будут формироваться в электронном виде. Подавать их на исполнение можно будет через Госуслуги, равно как и следить за ходом мероприятий — данные об этом будут доступны только сторонам производства. Сейчас в базе Федеральной службы судебных приставов (ФССП) можно увидеть только ограниченные сведения. База будет привязана к системе государственных и муниципальных платежей», — рассказывает юрист и эксперт по банкротству компании «Финансово-правовой альянс» Евгения Боднар.
Директор юридической компании «А.Лигал» Юрий Александров считает, что такие нововведения максимально позитивно отразятся на сфере исполнительных производств.
«Суды после вердикта могут оформлять исполнительный лист на бланке строгой отчетности до полугода (в нашей практике таких ситуаций было много) несмотря на то, что он должен быть выданы в течении пяти дней. При этом предусмотренная законом возможность направления бумажного исполнительного листа в адрес приставов очень часто игнорируется судами с формулировкой «у нас нет технической возможности», — рассказывает спикер.
Нюансы на этом не заканчиваются. После получения исполнительного листа его нужно физически предъявить судебному приставу во время приема либо по почте.
«Нами в феврале 2025 года был подан исполнительный лист в одно из подразделений ФССП в Санкт-Петербурге, и до сих пор нет никакой информации. При этом с нашей стороны было предъявлено заявление с отметкой ведомства о его принятии», — говорит Юрий Александров.
Также сложности приводят к отзыву и повторному предъявлению листа из банка, в котором у должника не оказалось денег.
«В этом случае после подачи заявления нужно ждать две недели, пока исполнительный лист вернется по почте. Кроме того, есть случаи подделки исполнительных листов на бумажных бланках строгой отчетности, по которым банки списывают деньги в пользу мошенников», — добавляет Юрий Александров.
Быстро и эффективно
Ожидается, что благодаря Единому государственному реестру исполнительных документов не только повыситься эффективность работы приставов, но и сам процесс взыскания станет удобнее для участвующих в нем сторон. Евгения Боднар считает, что исполнительные производства будут открываться быстрее, разборок с недовольными взыскателями станет меньше. Порой, добавляет она, приходится месяцами бегать за приставом, чтобы он просто открыл производство, не говоря уже о дальнейших процедурах.
«Важно, чтобы пристав мог сосредоточиться на сути взыскания: анализ финансового положения должника, какие меры выбрать, чтобы взыскать долг… Впрочем, и это когда-нибудь будет автоматизировано, а сотруднику ФССП останется лишь следить за возможными ошибками системы», — комментирует нововведение Евгения Боднар.
Она считает создание Единого реестра логичным продолжением цифровизации государственных услуг в России. И надеется, что он будет достаточно защищен, чтобы никакие данные из него не смогли исчезнуть или попасть не в те руки.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com