Будущее по лицензии: как в РФ хотят регулировать эзотериков

Эзотерические практики в России переживают важный момент. С одной стороны, у всех на слуху случаи финансового обмана, когда за «магические» услуги граждане отдают крупные суммы. С другой — отмечается стабильно высокий интерес к астрологии, нумерологии и другим направлениям, которые многие воспринимают как способ лучше понять себя и мир. В Госдуме звучат предложения ограничить рекламу таких услуг. Сенатор Олег Цепкин призывает создать систему регулирования. Поможет ли обсуждение ситуации в сфере метафизики урегулировать отношения граждан и представителей эзотерических направлений, а также вывести из тени их деятельность?
Время прочтения: 7 минут

В марте в Госдуму внесли законопроект, предлагающий запретить рекламу эзотерических, духовных и энергетических практик, а также блокировать ресурсы, распространяющие подобные услуги. Об этом в своем телеграм-канале сообщила депутат нижней палаты парламента Нина Останина (КПРФ).

«Более 100 миллиардов рублей из карманов домохозяйств и семей эти мошенники увели только за 2024 год», — аргументировала она необходимость такого законопроекта.

Лицензия для астролога

Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Олег Цепкин заявил, что астрологи должны получать профильное образование, подтверждать квалификацию и работать только при наличии лицензии. 

Комментарий Олега Цепкина связан с законопроектом, подготовленным в Госдуме, о запрете рекламы эзотерических, духовных и энергетических услуг, включая астрологию, хиромантию и другие 38 видов практик. Авторы инициативы аргументируют это отсутствием научной базы у таких услуг, введением людей в заблуждение и мошенничеством.

Олег Цепкин считает, что вместо запрета рекламы сначала нужно определить правовые рамки деятельности: ввести обязательное обучение в специализированных центрах, лицензирование и только затем разрешить работу в этой сфере. Он подчеркнул, что любой бизнес и реклама в России должны вестись на законных основаниях, с подтверждением образования и квалификации. Деятельность без лицензии, по его мнению, должна оставаться вне закона.

Сертифицированный астролог и таролог Борис Зак поддерживает идею регулирования эзотерической отрасли.

«Деятельность специалистов действительно нужно контролировать. В этой среде попадаются мошенники, которые обманывают граждан. Но это относится не к отрасли эзотерики в целом — мошенники есть везде. Вспомните тех же «специалистов службы безопасности вашего банка». Из-за них люди ежегодно теряют миллиарды, но ни банки, ни телефоны никто не запрещает. Регулирование поможет снизить количество мошенников в нашей среде. Я рад, что говорят о регулировании, а не о запрете», — говорит Борис Зак.

Также спикер раскритиковал законопроект о запрете рекламы, заявив, что такая мера малоэффективна — обойти ее легко. Если отрасль начнут регулировать, запрет станет бессмысленным.

Борис Зак считает, что тема с запретом и регулированием модная, а потому появляются законотворцы, которые хотят на этом сделать себе пиар.

«Депутаты ставят астрологов, тарологов и экстрасенсов в один ряд, хотя это разные направления. Никто даже не попытался разобраться, кто такие астрологи и чем они отличаются от мошенников. Словом, никто в теме не пытается разобраться, но все хотят регулировать», — замечает астролог.

Популярная метафизика

Согласно исследованию «АльфаСтрахование», 23% россиян верят в астрологические прогнозы, влияние лунных фаз и ретроградного Меркурия, связывая с последним неудачи в делах и конфликты. Из них:

  • 41,8% читают гороскопы в соцсетях (22,1% — ежедневно);
  • 9,3% доверяют прогнозам из газет и журналов;
  • 17,2% считают их формой самоубеждения.

31,4% опрошенных хотя бы раз пользовались раскладами Таро, а 19,9% обращались к нумерологам. Личные гороскопы заказывали 3,2% участников, тогда как 7,2% не верят в эзотерику. 

«Чаще всего к астрологам обращаются по вопросам личной жизни, финансов, карьеры и бизнеса. Сейчас астрологию используют даже для прогнозирования рынков акций и криптовалют. Запреты бесполезны — астрология давно стала частью жизни людей. Регулировать — это единственная разумная мера. Я — за»,  говорит Борис Зак.

Суды и эзотерика

Судебных разбирательств с представителями эзотерических профессий не так много. При этом судебные решения разделяются примерно поровну.

Суд на стороне гадалки

Истица пыталась взыскать 50 тысяч рублей и 1 млн рублей моральной компенсации за неработающий обряд возврата мужа, но суд установил, что она не выполнила все условия: отказалась использовать товары из «магазинов для взрослых». Повторив обряд с соблюдением инструкций, но без результата, женщина отозвала иск.

Юристы поясняют, что отношения между магами и клиентами формально регулируются законом «О защите прав потребителей» и УК РФ, но на практике защита прав почти невозможна.

«Опытный маг всегда докажет, что обряд не сработал из-за ошибок клиента, а не обмана. Договоры редко содержат конкретные обязательства — вместо «вернуть мужа за месяц» пишут «улучшение личной жизни», что можно трактовать как угодно», — приводит пример юрист Анастасия Дуничева.

В России отсутствуют отдельные законы или государственные органы, регулирующие деятельность экстрасенсов. Поэтому доказать факт мошенничества и привлечь к ответственности крайне затруднительно.

«Трудно собрать доказательства, определить ущерб и доказать умысел», — отмечает гендиректор юридической компании «Эклекс» Артем Швайка.

Он советует клиентам заранее фиксировать все данные о маге (контакты, переписки, платежи), заверять доказательства у нотариуса и обращаться в полицию при конфликте. Однако даже эти меры не гарантируют успеха из-за расплывчатости обязательств в эзотерической сфере.

Суд на стороне клиента

Верховный суд РФ подтвердил обвинительный приговор гадалке, осужденной за мошенничество в особо крупном размере. Изначально суд первой инстанции признал, что она обманом получила от клиентки более 3 млн рублей, частично за «магические услуги» (снятие порчи, исцеление), частично подменив деньги муляжами во время ритуалов.

Потерпевшая, обнаружив подлог, обратилась в полицию. Кассационный суд позже отменил приговор, сославшись на то, что магические услуги законны, а значит, часть средств могла быть оплатой за них, а не мошенничеством. Однако Верховный суд РФ, пересмотрев дело, поддержал первоначальное решение. 

ВС указал, что гадалка систематически обманывала женщину, внушая ложные угрозы жизни и здоровью. В деле фигурировал и момент с подменой купюр при ритуальном сжигании денег. И было доказано, что это часть мошеннической схемы, а не отдельный эпизод. Суд отверг аргумент кассации о необходимости разделять средства на «законные» и «незаконные», подчеркнув, что все действия обвиняемой с момента первого обмана носили корыстный характер.

Решение первой инстанции, по мнению ВС РФ, не содержало противоречий: гадалка изначально действовала с умыслом присвоить деньги, используя доверие клиентки, что и является мошенничеством.

Сверхъестественное в области права

Как рассказывала «Сфера», юристы подчеркивают, что вопросы защиты прав потребителей в сфере метафизики остаются довольно сложными и неоднозначными.

«Учитывая отсутствие под всеми вышеперечисленными направлениями бизнеса официальной научной основы (эмпирических данных, диссертаций, государственных НИИ и проч.) метафизические услуги невозможно проверить на качество экспертным путем. Если, конечно, мы говорим о настоящей государственной экспертизе, основанной на методах научного познания мира. Не представляю, какое экспертное учреждение в России могло бы предложить такую методику проверки качества, которая устроила бы исполнителей услуг (гадалок, экстрасенсов, астрологов и т.д.)», — рассказал Олег Матюнин, адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро г. Москвы «Матюнины и Партнеры».

При этом часть экспертного сообщества видит существенную опасность в закреплении в правовом поле «мистических» направлений бизнеса. Это может усилить доверие к метафизике в обществе и повлечь за собой опасное для жизни поведение потребителей этих услуг.

Как бы то ни было, услуги эзотериков пользуются спросом. Необходимость вывести их в правовое поле признается всеми участниками рынка. Обсуждение этих вопросов — важный шаг к выработке взвешенного подхода, который поможет защитить граждан от мошенничества и при этом не ограничит права тех, кто интересуеься для себя или действительно ищет помощи и поддержки у эзотериков. Законодательное внимание к теме дало старт публичному диалогу. Если дискуссия будет сопровождаться конкретными инициативами, то это, возможно, это может вывести рынок метафизики из тени и установить понятные правила игры для всех участников.






Изображение создано Freepik, www.freepik.com

Рекомендуем

Статья

Неясное будущее: какой статус могут получить маги и астрологи

Оставить как есть, запретить или организовать саморегулирование. В России развернулась общественная дискуссия о законодательном регулировании сферы метафизики и эзотерики. Как прописать критерии качества в предсказании будущего, «Сфера» узнала у экспертов в области права и сверхъестественного.

Статья

Лицензия на приворот: почему не удается урегулировать деятельность «волшебников»

Хотела приворожить любимого, а лишилась всего имущества, да еще и в долги влезла. Этим часто завершаются истории про взаимодействие граждан и людей, называющих себя магами, экстрасенсами или целителями. Пострадавшие от такого контакта редко решаются обратиться в правоохранительные органы, считая случившееся постыдным или не рассчитывая на реальную помощь. «Сфера» разбиралась, какими нормами в России регулируется эзотерика.

Статья

Одна заявка — и всё готово? Как планируют упростить лицензирование

В России продолжается эксперимент по цифровизации разрешительной системы — его продлили до 31 декабря 2025 года. Суть реформы в том, чтобы облегчить предпринимателям доступ к лицензиям и разрешениям: теперь можно подать единое заявление через портал «Госуслуги», а дальше система сама направит его во все нужные инстанции. Это решение должно снизить бюрократическую нагрузку и избавить бизнес от лишней бумажной волокиты. Что именно изменится — рассказываем в материале «Сферы».

Нужно хоть что-то написать