Продлевать нецелесообразно
Мораторий на банкротство был введен Постановлением Правительства РФ 31 марта 2022 года. Срок действия — полгода с возможностью продления, исходя из экономической ситуации. Практически во всем он был идентичен мораторию, который действовал в период пандемии коронавируса.
«Мораторий — это временный запрет на возбуждение дел о банкротстве по заявлению любых кредиторов, в том числе банков и Федеральной налоговой службы. Это значит, что даже при прекращении расчетов по долгам и возникновении признаков банкротства кредиторы не смогут по своей инициативе начать дело о банкротстве своих должников», — ранее в беседе со «Сферой» объяснял адвокат, эксперт-консультант по банкротству компании «Финансово-правовой Альянс» Алексей Сорокин.
Мораторий 2022 года распространился практически на всех. Под его действие подпали граждане, индивидуальные предприниматели и все юрлица, кроме застройщиков, объекты которых включены в реестр проблемных.
О том, что мораторий необходимо завершить, первым заявил министр экономического развития Максим Решетников. По его словам, эта мера поддержки выполнила свою задачу. Также по поручению первого вице-премьера Андрея Белоусова Минэкономразвития представило свою позицию. В ведомстве согласились, что продление уже не несет никакой целесообразности. Однако точечные меры поддержки могут остаться. Например, Минпромторг, Минсельхоз и Минстрой предложили продлить мораторий для автопроизводителей, организаций агропромышленного комплекса, а также застройщиков, у которых нет объектов, включенных в реестр «проблемных», но пока ни одно из ведомств не представило окончательного решения.
Министр экономического развития Максим Решетников, выступая на Восточном экономическом форуме, также отметил, что сейчас мораторий «создает гораздо больше вопросов», и даже сам бизнес просит не продлевать его. Заявление министра выглядит несколько неоднозначно на фоне того, что в середине сентября с просьбой продлить мораторий к премьер-министру Михаилу Мишустину обратилась Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), в которую входят Ozon, Wildberries, «М.Видео — Эльдорадо» и другие. Президент ассоциации Артем Соколов уверен, что при отсутствии экономической стабилизации отмена моратория 1 октября грозит волной банкротств. Особенно это ударит по ретейлу, который «жил» в основном на поставках от западных компаний.
Продления просила и Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН). Свою просьбу они объясняли ростом долгов жильцов по коммунальным услугам. Такая ситуация угрожает деятельности ТСЖ, которые не в состоянии сразу заплатить гарантирующим поставщикам.
Не все так однозначно
Статистика и опросы показывают, что компаний, пострадавших от моратория, больше, чем тех, кому он помог. Сервис «Актион Бухгалтерия» опросил 650 представителей бизнеса. Оказалось, что 26% российских компаний считают, что эта мера им навредила. В первую очередь мораторий лишил их возможности использовать процедуру банкротства как инструмент давления на должников для частичного возврата денег. 71,5% респондентов сообщили, что мораторий им не навредил, так как у них нет проблем с неплатежами, и только 15% компаний считают меру полезной.
«Несмотря на то, что мораторий полезен некоторым предприятиям, другой части бизнеса он только вредит. Он мешает компаниям обратиться в суд, чтобы начать процесс банкротства должника и хотя бы частично получить назад деньги — причем необязательно от самого должника. В процессе банкротства можно привлечь к субсидиарной ответственности руководство и собственников. То есть тех, кто довел предприятие-должника до критического состояния. К примеру, за 2021 год компаниям-кредиторам удалось привлечь к субсидиарной ответственности директоров и учредителей должников на сумму 513 млрд рублей», — объясняла результаты опроса эксперт «Актион Бухгалтерии» Ольга Солдатова.
Да данным Минэкономразвития, за восемь месяцев текущего года процедура наблюдения в делах о банкротстве была введена лишь в отношении примерно 4 тысяч компаний, при этом 40 тысяч юрлиц от инструмента моратория вовсе отказались.
Юрист Андрей Красильников уверен, что меры поддержки в условиях нестабильного экономического положения должны быть адресными. В противном случае помощью начинают злоупотреблять.
«Должен быть запрос на поддержку, все остальное — избыточные меры, которые зачастую используются недобросовестными гражданами и представителями бизнеса. Например, в условиях моратория невозможно оценить и проанализировать, что стало причиной бедственного состояния должника. Возможно, он действительно пострадал из-за ухудшения экономического фона, но также нельзя исключать, что к долгам привели незаконные, нечестные действия руководства, например, умышленный отказ от погашения долгов», — говорит спикер.
Стоит ли ожидать волну банкротств?
Сторонники продления моратория утверждают, что его окончание грозит волной банкротств. У кредитор будут развязаны руки, а их обращения с требованием признать компании банкротами приобретут массовый характер, что также ослабит экономический фон.
Однозначной позиции по целесообразности отмены моратория, конечно, нет. Усложняет ситуацию и то, что это второй в истории банкротного права мораторий. И если в коронавирусный 2020 год однозначные перспективы и недостатки были ясны, то сейчас подобного прогноза не предоставит никто. Неопределенность связана с постоянно меняющейся экономической ситуацией: с ослаблением санкций и введением новых, инфляцией, резким падением и таким же резким ростом потребительского спроса, уходом одних иностранных компаний и приходом других.
Летом 2022 года в России появился так называемый «Центр медиации», где должник может договориться с кредиторами, а госорганы помогут им прийти к взаимовыгодному соглашению, писала ранее «Сфера». Проект реализуют Федеральная налоговая служба России, Корпорация МСП, деловые объединения и кредитные организации. Не исключено, что инициатива поможет избежать волны банкротств после отмены моратория.
«Главная цель нашей площадки — стать службой спасения для бизнеса, выработать определенные меры и определить шаги по комфортному погашению задолженности, разрешить возникшие споры, сохранить компании и рабочие места. Ведь часто бывает, что предприниматели по неопытности или в силу обстоятельств, без злого умысла становятся должниками. И нередко они идут по самому худшему пути, пытаясь игнорировать проблемы, делать вид, что ничего не произошло, избегать общения со своими визави. Мы будем медиатором, той самой нейтральной стороной, которая поможет урегулировать накопившиеся проблемы», — говорил в июне 2022 года представителям СМИ генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.
Уже сегодня прием заявок на помощь в урегулировании споров по долгам доступен через «Сервис 360°» на цифровой платформе МСП.РФ. Предпринимателям обещают помощь в течение 48 часов.
Источник изображения: freepik.com
Узнать больше о наиболее важных институтах банкротного права и актуальных проблемах, с которыми чаще всего сталкиваются практикующие юристы, можно на курсах повышения квалификации «Банкротство: от доктрины до судебной практики. Системный анализ» и «Банкротство гражданина».