Мечта или ужас во плоти: как коронавирус повлиял на жизнь культурных учреждений по всему миру

На Петербургском Международном Юридическом Форуме 9½ обсудили судьбу культурных учреждений в период пандемии: в целях безопасности музеи, галереи и театры закрыли свои двери по всему миру и вышли в онлайн. Устраивает ли такой вариант специалистов и как активно пользуются учреждения культуры виртуальными благами? На эти и другие вопросы искали ответ участники сессии «Культура на карантине: ограничения и новые возможности».
Время прочтения: 5 минут

Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский обозначил преимущества и недостатки положения культуры «на карантине». «В музейной сфере получилось так, что сбылись некоторые мечты людей и музейщиков: музей, в котором нет посетителей; музей, в который не надо стоять в очереди; музей, который бесплатен. Это все создает нам и хорошие стороны, и некоторые проблемы», – отметил Михаил Пиотровский.

Министр культуры РФ Ольга Любимова подчеркнула, что в мире сейчас происходит переосмысление значения цифровых продуктов в сфере культуры. «Если еще вчера под «цифровой копией» мы подразумевали нечто вторичное по сравнению с оригиналом, то сегодня цифра – самостоятельный вид искусства, который позволяет по-новому, еще более полно, раскрыться подлиннику», – сказала Министр.

Ольга Любимова также отметила, что в России сейчас растет интерес к контенту в области культуры в интернете. Так, например, портал «Культура.РФ» в последние дни фиксирует трехкратный рост посещаемости по сравнению с прошлым годом. Ежедневное число визитов приближается к отметке в четверть миллиона человек.

Такой всплеск интереса влечет за собой и ряд проблем, которые еще только предстоит решить. К ним Министр отнесла вопрос авторских прав и «пиратства» в кино. По ее словам, текущая задача – найти оптимальный баланс между пользователями интернет-контента, его зрителями и государственным регулированием. Для этого Министерство культуры уже подготовило федеральный законопроект, который запрещает запись в кинотеатрах вне зависимости от целей такой записи.

«Иными словами, для привлечения нарушителя к ответственности больше не понадобится доказывать, что он совершал съемку именно для извлечения прибыли. Дальнейшее совершенствование антипиратского законодательства мы видим в изменении самого подхода к принятию мер по блокировке контента. Считаем целесообразным не просто ужесточение действующих норм, а пересмотр сложившихся принципов защиты прав авторов», – отметила министр.

Министр культуры РФ рассказала о новом федеральном законопроекте против интернет-пиратства

Тему защиты авторских прав поддержал Специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Он заметил, что из-за особой ситуации в период пандемии многие артисты и коллективы выступают бесплатно. Это стало творческой миссией.

«Когда был концерт звезд мировой эстрады во главе с Элтоном Джоном на всех мировых платформах, никто не брал деньги за свое выступление. Но ясно совершенно, что это закончится, и через три месяца все захотят вернуться к теме прав на виртуальную реальность. И это достаточно серьезная тема, потому что, как когда-то говорил Билл Гейтс, «там, где начинается интернет, там заканчивается право», и это так», – сказал Михаил Швыдкой.

Взглянуть на цифровые возможности во время карантина призвала участников Форума директор по взаимодействию с государственными органами власти и международным отношениям Ассоциации директоров художественных музеев Анита Дифанис. Она отметила, что в период изоляции нужно подумать о семьях с детьми.

«Самое важное в этот период – работа для детей. Школы и детские сады закрыты, родителям впервые приходится и за детьми смотреть, и работать. Музеи занимаются различными образовательными и занимательными онлайн-программами. Это хорошо воспринимается пользователями. Кроме того, такого рода информацию они представляют законодателям, чтобы те делились с избирателями. Все же это сервис, который предназначен для избирателя», – сказала Анита Дифанис, отметив, что сейчас все музеи США закрыты для посетителей.

Создавать интересный и образовательный контент не только для детей, но и для людей с ограниченными возможностями здоровья призвал советник по юридическим вопросам Музея современного искусства Рио-де-Жанейро Густаво Мартинс Де Альмеида. Это, по его словам, вопрос доступности искусства и прав человека. Также советник оптимистично отметил, что нынешний карантин нужно использовать для культурного обогащения. «Мир – это велосипед. Когда он едет – движется, когда остановился – падает», – заключил Густаво Мартинс Де Альмеида.

Участникам дискуссии также поступил вопрос от зрителей. Их попросили предположить, появятся ли после пандемии учреждения культуры, которые захотят полностью уйти в онлайн. Спикеры были осторожны в оценках и сошлись во мнении, что онлайн-среда станет незаменимой частью культурной жизни, но полностью оффлайн-присутствие она на данном этапе заменить не сможет. 

Рекомендуем

Статья

Убрать культ «согласий»: как хотят контролировать сферу персональных данных?

Одной из приоритетных задач, которую должно урегулировать государство, является охрана персональных данных граждан. В эпоху бурного развития цифровизации россияне часто подвергаются угрозам со стороны мошенников, которые используют личную информацию для выманивания денег, да и в принципе «отсвечивают» в инфополе. Эксперты рассказали, какие меры необходимо ввести для урегулирования вопроса безопасности.

Статья

Юрист vs искусственный интеллект: сможет ли робот заменить человека?

Развитие новых технологий давно посеяло зерно сомнений в головах юристов: неужели через несколько лет искусственный интеллект сможет заменить их? О том, как ИИ интегрируют в правовую систему и насколько оправданы опасения специалистов, рассуждали генеральный директор компании nlogic Сергей Переверзев и партнер «Пепеляев Групп» Роман Бевзенко в рамка вебинара «Искусственный интеллект в праве: эксперимент длиной в 3 года».

Статья

«Королевство кривых зеркал»: эксперты обсудили на ПМЮФ проблемы контролируемого банкротства в России

В чем особенности российской модели субординации требований, стоит ли выкупать требования кредиторов и что российскому банкротному праву стоит позаимствовать из международной практики – эти и другие вопросы эксперты рассмотрели в рамках сессии ПМЮФ 9 ¾ «Контролируемое банкротство: что делать миноритарному кредитору?».

Нужно хоть что-то написать