Международный арбитраж, благодаря гибкости процедур, рассматривается как предпочтительный вариант для компаний, планирующих возобновить деятельность в РФ. Партнер практики международного арбитража юрфирмы АЛРУД Сергей Петрачков на сессии Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) отметил, что тема вновь стала актуальной после поручения президента Владимира Путина разработать механизмы возвращения иностранного бизнеса. Сроки и требования пока не определены, однако вопрос выбора площадок для разрешения споров неизбежно возникнет.
Сейчас, продолжает старший партнер LEVEL Legal Services Алексей Дудко, перед предпринимателями стоит задача создания совместных предприятий. И усложняет ее текущая инфраструктура, не адаптированная к урегулированию таких споров.
Преимущества арбитража
Арбитраж имеет множество преимуществ, подчеркивает управляющий директор по правовому сопровождению административно-хозяйственной деятельности и судебной работы АО «Российский экспортный центр» Сергей Селиверстов.
- гибкость процедур;
- скорость;
- исполнимость решений;
- умеренные затраты.
Риски выбора арбитров
Однако при формировании арбитражного состава существует риск столкнуться с нелояльными кандидатами, которые отдают предпочтение одной из сторон, при том не российской. Такая поддержка может выражаться через финансирование определенных организаций или публичную активность в социальных сетях.
«Если арбитр имеет антироссийские взгляды, то его с высокой долей вероятности получится отвести. Эту гарантию соблюдают даже западные юрисдикции. Но нужно иметь в виду, что гражданства недружественной страны еще недостаточно для отвода», – считает партнер юрфирмы «Дякин, Горцунян и Партнеры» Вадим Вунукайнен.
В вопросе нейтральности арбитров сложилась парадоксальная ситуация: Международная ассоциация юристов (IBA) не считает национальность арбитра основанием для отвода, а российская сторона настаивает на участии арбитров только из «дружественных» стран в качестве гарантии беспристрастности трибунала.
Это не единственная проблема. Так, многие договоры первого поколения содержат узкие юрисдикционные оговорки, не предусматривающие арбитражное урегулирование споров. И появляются опасения, что трибуналы могут начать расширительно толковать такие положения. Плюс, географические ограничения - традиционные арбитражные центры расположены в юрисдикциях государств, которые ведут санкционную политику против России, а альтернативные площадки пока не получили широкого признания.
Все эти противоречия создают дополнительные сложности при формировании состава арбитража и выборе юрисдикции для рассмотрения споров.
Никуда от этого не деться
Арбитраж остается ключевым инструментом для возвращения зарубежных компаний в Россию, но необходимо учитывать новые реалии, считают старший юрист GSL LAW & CONSULTING Марина Волкова и старший юрист АБ Пропозитум Павел Григорьев.
«Ключевой фактор — относительная нейтральность международных арбитражных центров. Государственные суды зачастую не могут игнорировать санкционные и геополитические риски», — подчеркивает Марина Волкова.
«Формально независимые арбитражные центры давно рассматриваются бизнесом как надежная альтернатива. Иностранные компании еще до 2022 года активно включали арбитражные оговорки в сделки, а сейчас эти инструменты стали еще актуальнее», продолжает ее мысль Павел Григорьев.
Однако существуют и слабые стороны:
- высокие расходы.Стоимость рассмотрения спора в арбитраже начинается от $100 000 без учёта услуг юристов, отмечает Марина Волкова;
- длительность.— не менее 9–10 месяцев;
- кадровые сложности.Далеко не все иностранные юристы готовы сотрудничать с россиянами.
«Главный недостаток для российских участников — сложность платежей. Санкции лишили компании возможности международных переводов, а уход платёжных систем усугубил ситуацию», - добавляет Павел Григорьев.
Оба эксперта сходятся во мнении: международный арбитраж сохраняет статус «золотого стандарта» для бизнеса. Его преимущества пока перевешивают минусы.
«Успех зависит от готовности сторон идти на компромиссы, а арбитражных центров — учитывать новые вызовы, от санкций до кадрового дефицита», — добавляет Марина Волкова.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com