Особенности фирменного наименования
Фирменное наименование — это одно из средств индивидуализации компании, рассказывает адвокат, партнер коллегии адвокатов «Делькредере» Анастасия Тараданкина, Чтобы спрогнозировать возможные проблемы, стоит понимать особенности этого термина.
Специфика охраны. Фирменное наименование — самое простое средство индивидуализации в получении охраны. Она автоматически возникает в момент регистрации компании и выбора ее имени. «Это как с рождением ребенка: за компанией сразу закрепляется ее фирменное наименование, и тем самым в результате обычных регистрационных действий оно получает защиту», — поясняет эксперт.
Здесь нет никаких сложностей, но Анастасия Тараданкина советует владельцу заранее подумать о продвижении бренда и выбрать соответствующее слово или словосочетание. Таким образом, компания получит дополнительную защиту.
Специфика распоряжения. «Фирменное наименование отличается тем, что распорядиться им вы не можете. Распорядиться в данном ключе означает одолжить. Оно закреплено за вами и является неотъемлемой частью компании. Поэтому ГК РФ запрещает распоряжение фирменным наименованием, в отличие, например, от товарного знака», — отмечает адвокат.
Тем не менее, по словам эксперта, есть обходной путь. Речь идет об отчуждении самой фирмы, за которой закреплено название.
Специфика защиты. 4 часть ГК РФ для большинства средств индивидуализации в случае нарушения предусматривает взыскание убытков и компенсацию. Как подчеркивает Анастасия Тараданкина, преимущественно люди обращаются к компенсации как к способу защиты, потому что доказать наличие убытков сложнее. Компенсация рассчитывается в установленном законом размерах. Однако в отношении фирменного наименования взыскание не предусмотрено. Как быть в таком случае?
Адвокат советует параллельно с названием регистрировать товарный знак, Он должен дублировать наименование.
Как выбрать фирменное наименование компании и избежать рисков?
Существует несколько правил выбора фирменного наименования, чтобы оградить себя от дополнительных рисков. Во-первых, имя не должно противоречить закону. В статье 1473 ГК РФ закреплен перечень наименований, не подлежащих регистрации. Это касается, например, наименований, которые содержат официальные названия государственных органов, стран, какие-то обозначения, которые противоречат морали и нравственности.
Второе важное правило — выбранное имя не должно совпадать с другим фирменным наименованием (в том числе иностранным). «Для проверки используйте ЕГРЮН, то есть реестр юридических лиц. Даже если вы нашли схожее название, посмотрите, в какой области оно используется. Если это совсем другой вид деятельности, например, один занимается поставкой стройматериалов, а другой оказывает юридические услуги, то риск минимальный», — отмечает Анастасия Тараданкина.
Вместе с тем, сейчас ЕГРЮН становится недостаточно. Россия является участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Согласно статье 8, фирменные наименования охраняются во всех странах. Специалист предупреждает — не нужно проверять весь мир, достаточно изучить те страны, куда компания планирует поставки продукции, либо те фирмы, представительства которых есть в России.
Наконец, наименование не должно совпадать с другими средствами индивидуализации иных компаний. Стоит провести общую проверку по базе товарных знаков. Если совпадений нет, можно смело регистрировать фирменное наименование и запускать деятельность компании, говорит Анастасия Тараданкина.
Способы защиты фирменного наименования
«Как только вы зарегистрировали фирменное наименование, могут возникнуть проблемы с его защитой. Чем крупнее и известнее становится компания, тем больше появляется любителей воспользоваться созданным именем», — предупреждает адвокат.
В нашей стране есть два основных направления подобной защиты: это нормы ГК РФ и нормы закона «О защите конкуренции». Последний содержит восемь составов о недобросовестной конкуренции, но стоит помнить, что они используются только против непосредственных конкурентов компании.
Оба способа близки друг другу, есть обстоятельства в предмете доказывания, по которым они сильно пересекаются. Впрочем, то или иное направление может привести к разным исходам, а также обращениям в разные ведомства. Так, в рамках норм ГК РФ истец сначала обращается в Роспатент, в случае же закона «О защите конкуренции» — в антимонопольную службу.
«Важно понять, где у вас больше шансов и перспектив», — добавляет Анастасия Тараданкина.
Кроме того, стоит учитывать, что против разных средств индивидуализации борьба идет по-разному. Во-вторых, следует установить, что наименование оппонента используется в аналогичной деятельности. И в-третьих, самое основное, что нужно проверить — когда фирменное наименование было зарегистрировано. В данном случае работает правило: кто первый, тот и победил. Требований в отношении фирменного наименования можно заявить два: прекращение использования или его изменение, либо возмещение убытков.
«Защищая свое фирменное наименование, важно доказать, что оно действительно известно в России, а также то, что вы тратились на рекламу, активно продвигая его», — замечает эксперт.
Если борьба идет против товарного знака, то, как и в случае с фирменным наименованием, нужно проверить свое первенство и однородную деятельность, в которой используется товарный знак. О появлении сходного товарного знака компания может узнать в моменте его регистрации. В этом случае стоит направить заявление в Роспатент с возражением против. Если же товарный знак уже зарегистрирован, компания может направить возражения против его правовой охраны.
Как бороться с доменными именами и контекстной рекламой, какие нюансы стоит учитывать при разбирательстве для защиты своего фирменного наименования — в вебинаре Анастасии Тараданкиной «Как сохранить фирменное наименование компании: советы и практика».
Источник изображения: pexels.com