В 2023 году подано более 143 тысяч заявок на товарные знаки. Это в два раза больше, чем в 2019 году.
Такой всплеск вызван заинтересованностью в регистрации не только крупными игроками, но и резидентами маркетплейсов – мелкими предпринимателями. Интернет-платформы для размещения на своей площадке просят подтвердить наличия исключительных прав.
Личный бренд для предпринимателя – это и возможность расширять ассортимент, сохраняя бренд-айдентику, и инвестиции в будущее. Кроме того, товарный знак дает возможность привлекать к ответственности недобросовестных конкурентов.
Товарные знаки могут регистрировать не только юридические, но и физические лица.
Регистрация логотипа предоставляет эксклюзивное право использовать товарный знак при реализации товаров и услуг на всей территории, где знак зарегистрирован. Фактически это легальная монополия производителя. Владелец бренда может продать его, лицензировать или использовать в качестве залога для получения кредита. Бренд можно и унаследовать.
Зарегистрировав товарный знак владелец «страхует» свой бизнес, защищая его от контрафакта и подделок, вплоть до преследования нарушителей на таможне.
Заработок на бренде
Заработать можно на распоряжении товарным знаком, если интересант готов платить вам за использование уже зарегистрированного, раскрученного бренда. По сути, такой договор на распоряжении товарным знаком - это что-то вроде «аренды» интеллектуальной собственности, дающей дополнительный доход его собственнику. Такие манипуляции с товарным знаком дают правообладателю возможность развивать торговую сеть, объединенную единым брендом, и рекламировать его повсеместно.
Лицензионный же договор устанавливает предмет сферы использования логотипа, размер и порядок выплаты вознаграждения. Но действовать такой договор будет только после государственной регистрации предоставления права в Роспатенте. Иначе переход будет считаться несостоявшимся.
Срок действия договора не может превышать срок действия самого товарного знака, также ограничена и территория его «влияния». Если лого уже 5 лет, и оно зарегистрировано только в России, передать его в аренду интересанту на весь мир и бессрочно не получится. Для этого товарный знак надо продлевать, и «патентовать» (регистрировать) за рубежом.
Лицензия может быть исключительной и неисключительной. Вторая позволяет правообладателю заключать договоры и с другими «арендаторами», и использовать его самому. Исключительная же лицензия «исключает» всех, включая самого правообладателя, и лишает владельца бренда пользоваться им и предоставлять его третьим лицам в части тех прав и услуг, которые стороны укажут в договоре.
Вознаграждение может состоять из единовременного взноса, роялти (периодического платежа) или определяться индивидуально. Роялти определяется сторонами исходя из размера их экономической выгоды. Часто для расчета этой ставки привлекают оценочную организацию.
Франчайзинг
Такого понятия в законодательстве Российской Федерации нет. Здесь применяется определение «договор коммерческой концессии».
Франчайзинг трактуется как "форма сотрудничества независимых предпринимателей, при которой один, получивший известность в определенной сфере бизнеса (франчайзер, правообладатель), предоставляет на возмездной основе другим предпринимателям (франчайзи, пользователь), права на использование своего фирменного наименования и способа ведения бизнеса, который к моменту взаимодействия получил признание и коммерческий успех" (Толкачев А. Н. Правовое регулирование маркетинговой деятельности. М.: Контракт; Инфра-М, 2009).
Основное во франчайзинге – это зарегистрированный бренд. Без него сделка невозможна. Однако передаются еще и ноу-хау, программные продукты, иные наработки, часто являющиеся конфиденциальными. Словом, все, что может принести выгоду бизнесу франчайзи, и то, на чем правообладатель построил свой бизнес.
Франчайзи может использовать знак любым способом из указанных в договоре. Например, для маркировки товаров, в товарно-сопроводительных документах, в коммерческих предложениях, на вывесках, в доменном имени и т.д.
В договоре можно обозначить предоставление прав по субконцессии. Субконцессия – это возможность пользователя концессии передавать предоставленное ему право еще и другим дальнейшим пользователям (в «субаренду»).
Если предыдущие договоры скорее были похожи на условную «аренду», то есть и договор условной «продажи» – отчуждения исключительных прав на товарный знак. Им пользуются те бизнесмены, желающие продать товарный знак, например, если он уже не нужен для их бизнеса.
Договор об отчуждении исключительных прав на товарный знак – это сделка, в рамках которой происходит передача товарного знака от правообладателя приобретателю полностью. После его заключения второй становится владельцем бренда и получает исключительные права на его использование. Такой договор также необходимо регистрировать в Роспатенте.
Причем продать товарный знак можно даже не по всем классам его товаров и услуг. В таком случае прежний правообладатель сохранит за собой право использовать его в тех аспектах торговли, которые он не передал. Кроме того, лицензии и франшизные договоры с предшествующими лицензиатами продолжат действовать, несмотря на переход права.
Залог ИП
Залог – это еще один способ «коммерциализации» прав на товарный знак. Однако основная проблема при залоге интеллектуальной собственности - это определение реальной соразмерной рыночной цены объекта залога, чтобы банк оценил его «по достоинству» и смог сделать предметом залога.
В сообществе сейчас все чаще звучат тезисы о слабой оборотоспособности интеллектуальной собственности в качестве объектов залога.
Считаю, что в этом есть смысл. Можно говорить о «нестабильности» исключительного права, которое становится объектом претензий третьих лиц. Плюс сложности обнаружения нарушений, территориальная привязка и т.д.
Товарные знаки здесь наиболее предсказуемы и оборотоспособны. Однако и их банки считают рисковыми. Допустим, если компания с «раскрученным» брендом ликвидируется, то ее бренд теряет ценность.