Проверка как основной этап
Нельзя сказать, что торговые площадки в рамках существующего законодательного поля могут решить проблему контрафактного (или даже фальсифицированного) товара. Впрочем, крупные интернет-доски предпринимают все возможные механизмы, чтобы избежать этой проблемы. Речь идет, в первую очередь, об усиленном контроле.
Как отмечает руководитель группы правовой поддержки коммерческой функции Lamoda Екатерина Воронова, в компании, которая позиционирует себя и как интернет-магазин, и как посредник, проверка «своего» товара и товара другого продавца осуществляется одинаково тщательно. Прежде всего, исследованию подлежит документация на товарный знак. Для компании важно подтвердить право их партнера на осуществление продаж. Если лицо является дистрибьютером, нужно подтверждение правообладателя. Когда товарный знак зарегистрирован в Роспатенте, это легко проверить самостоятельно без дополнительных запросов.
Затем оценивается подлинность контракта: компании обязательно нужно удостовериться в том, что отношения между правообладателем и дистрибьютером действительно существуют.
Заместитель руководителя юридической службы Wildberries Виктор Яворский подчеркивает: чем крупнее бренд, тем лучше налажены дистрибьютерские цепочки. И наоборот, чем меньше бренд, тем меньше порядка в вопросе сотрудничества. В Wildberries проверка товара начинается еще на этапе публикации данных на сайте, прямо в студии, где продукт фотографируют для портала. Впрочем, некоторые российские производители предоставляют снимки самостоятельно, что, в свою очередь, повышает риск продажи контрафакта.
Ответственность маркетплейсов и ее перспективы
Товар, представленный на интернет-досках посредников, коими являются маркетплейсы, реализуют от имени продавца. Следовательно, именно он добровольно берет на себя риски, связанные с потенциальным контрафактом. Предъявлять претензии комиссионеру бессмысленно. За последние 2-3 года набралось уже около десятка судебных решений, в соответствии с которыми маркетплейсу присуждают статус посредника, и возложить на него риски продавца не представляется возможным.
Само собой, в крупные маркетплейсы поступают жалобы от самих правообладателей. Но, в конечном итоге, они сами разрешают проблему, связанную с нарушением патентных прав. Маркетплейс лишь исполняет судебное решение, а также может предоставить необходимую информацию или заморозить продажи поставленного под сомнение товара. Последнее, впрочем, практикуют далеко не все торговые площадки.
Практика решения проблем, связанных с контрафактом на маркетплейсах, пока что не имеет единого вектора. В связи с этим эксперты в данной области, а также владельцы «сознательных» торговых площадок призывают к соблюдению баланса интересов. По их мнению, нужно на законодательном уровне закрепить для агрегатора критерии, создающие риски нести солидарную с продавцом ответственность, а также внедрить систему реагирования на появление подозрений о контрафакте и претензий правообладателей.
Сейчас судебная практика по этому вопросу только начала формироваться, и на данном этапе все вопросы решаются в порядке диалога.
Потребительский терроризм
Не всегда закон нарушают продавцы. Нередко встречаются и потребители, которые злоупотребляют правами. Недобросовестные покупатели возвращают товар, предварительно заменив его на подделку.
Выглядит это следующим образом: покупается контрафактный продукт, а на интернет-площадке заказывается качественный товар. В ходе примерки/осмотра человек совершает подмену и возвращает товар, который впоследствии попадает к другому клиенту. Тот обнаруживает несоответствие продукции заявленному качеству и предъявляет претензию. Отследить такую цепочку, увы, практически невозможно.
Подробнее о том, как маркетплейсы выявляют контрафактную продукцию, и почему агрегаторам за это ничего не грозит, в вебинаре Legal Academy «Политика маркетплейсов в отношении контрафактной продукции».
Источник изображения: pixabay.com