Маркетплейс в ответе: кто будет гарантировать качество интернет-товаров

Интернет-площадки могут обязать проверять ассортимент на предмет товарных характеристик, наличия контрафакта и других важных для покупателей аспектов. Повлияет ли данная мера на стоимость? Кто будет нести ответственность за некачественный товар, размещенный на маркетплейсе, — продавец или площадка? И как быть в случае обнаружения подделки? «Сфера» обсудила с экспертами.
Время прочтения: 7 минут

Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции заявила о разработке модели контроля за соблюдением маркетплейсами и продавцами обязательных требований к обороту товаров. Также было одобрено создание специальных индикаторов риска нарушений таких требований. К примеру, предлагается законодательно закрепить право потребителя на возврат несоответствующего товара.

Данные меры подразумевают поправки в проект федерального закона «О платформенной экономике», который сейчас разрабатывает Минэкономразвития России.

Проблема контрафакта

По словам юриста по интеллектуальной собственности Ангелины Биль, развитие маркетплейсов привело к увеличению доли товаров ненадлежащего качества. В частности, это касается контрафактной продукции.

«Контрафакт – это товар, который очень похож или выглядит также, как и оригинальный, но не является таковым», — говорит она.

И уточняет, что закона, который бы регулировал деятельность маркетплейсов, пока нет. Интернет-площадки в основном руководствуются положениями оферты - это договор, с условиями которого соглашается продавец при выходе на маркетплейс.

Мысль продолжает начальник аналитико-правового отдела Управления по сопровождению процедур банкротства ООО «НТП ГРУП», автор Telegram-канала «Прочёл в законе» Александр Малютин. Ключевая проблема сейчас — отсутствие понятного правового статуса маркетплейсов.

«Некоторые называют макретплейсы агентами, а некоторые  - посредниками, что скорее ближе к истине. Из-за отсутствия чёткого понимания их правового статуса, отсутствует и понимание об объеме их обязанностей перед покупателем», — поясняет он.

Маркетплейс как агрегатор

Маркетплейсы зачастую утверждают, что не несут ответственности за продавца. Однако, данный подход следует считать ошибочным.

«Относительно обязательства по проверке качества товаров (и т.д.) подобная обязанность выводится через правовое толкование уже сейчас», — говорит эксперт.

Из п. 2.1. ст. 12 «Закона о защите прав потребителей» следует, что «владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем), несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации».

В п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 «Об ответственности агрегатора такси перед пользователем» написано следующее:

«Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора, отвечает перед ним за причиненный вред, а также за нарушение обязательства, если оно заключило договор от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети Интернет, переписка сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор заключается непосредственно с этим лицом».

 «Потребитель видит карточку товара, которая должна была пройти проверку агрегатором. Если описание согласовано и отображается на сайте, покупатель вправе полагать, что была осуществлена проверка документов у продавца, и оснований не доверять содержанию карточки нет. Иногда маркетплейсы прямо об этом пишут, делая пометку «оригинальный товар, он прошёл проверку», — говорит Александр Малютин.

В ответе за покупателя

Эксперт приводит еще несколько веских причин, по которым интернет-площадка должна брать ответственность за товар на себя:

  1. Маркетплейсы предоставляют продавцам услуги по продвижению. Такие товары получают рекламные охваты и преимущественные позиции в выдаче. Пользователь может увидеть рекламу даже на стороннем сайте, при этом она будет оформлена в стилистике маркетплейса. На главной странице агрегатора товар также может рекламироваться.
  2. Переписка с поддержкой на сайте агрегатора идёт непосредственно с маркетплейсом, который определяет время доставки и уточняет детали опозданий (если это случилось). Интернет-площадка также принимает оплату и организуют логистику.
  3. Торговля на маркетплейсе ничем не отличается от ритейла в офлайне. Ритейлер точно также предоставляет продавцу услугу по выкладке его товара на полки магазина и получает за это вознаграждение. Когда мы идем в магазин, получается, что ритейлер свёл нас и продавца (а, точнее, изготовителя товара) — тоже самое, что делает маркетплейс.

Но не все согласны с такой позицией. Дмитрий Косик, маркетолог в AI сервисе Salist для роста продаж товаров на «Wildberries», подчеркивает, что маркетплейс выступает в роли посредника, поэтому ответственность за реализацию некачественной продукции несет не он, а селлер.

«Если потребитель приобрел товар ненадлежащего качества, ему необходимо обратиться напрямую к продавцу. Селлеры, в свою очередь, должны предоставлять по запросу разрешающие документы (декларации и сертификаты, а также отказные письма) на всю продукцию. К сожалению, не у всех продавцов они есть, в связи с чем возникают дополнительные проблемы».

Юрист Seven Hills Legal Георгий Торчинов отмечает, что в стандартных договорах маркетплейсов с продавцами предусмотрено обязательство о соблюдении интеллектуальных прав третьих лиц при продаже товаров.

«Неоднократное нарушение интеллектуальных прав является основанием для расторжения договора с продавцом, блокировки магазина и удаления товаров. Более того, удаление маркетплейсом контрафакта по запросу правообладателя (то есть товаров, нарушающих исключительные права на товарные знаки, авторские права на дизайн вещи, упаковки товара), может являться платной услугой. Такие условия есть в некоторых договорах с маркетплейсами и стимулируют продавцов уважительнее относиться к чужой интеллектуальной собственности. Например, OZON взимает одну тысячу рублей», — отмечает он.

Ангелина Биль также считает, что у маркетплейсов имеются технические возможности противодействовать реализации контрафакта.

«Необходимо требовать от продавцов сведения о товарах, подтверждающие их происхождение. Или можно внедрить автоматические механизмы, которые будут анализировать данные и при выявлении нарушений передавать их на рассмотрение. Маркетплейсы могут не допускать к продаже сомнительные товары или скрывать карточки уже выставленных товаров до выяснения происхождения», — говорит она.

Цены вверх

Юрист фирмы Orlova\Ermolenko Даниил Глушенок говорит о том, что дополнительные процедуры проверки подлинности товаров перед размещением в масштабах крупных маркетплейсов окажутся весьма затратными.  

«Их последовательное проведение, конечно, повлияет на стоимость товаров – оригинал дороже контрафакта, но плюсы реализации проверенной продукции явно превалируют», — уточняет он.

«Надо учитывать, что контрафактной продукции на рынке станет значительно меньше, следовательно, снизится доля дешевых подделок», — комментирует Ангелина Биль.

Но способ сдержать цены все же есть. Георгий Торчинов считает, что снизить издержки поможет повышение штрафов и снижение порога штрафных баллов для блокировки магазинов недобросовестных продавцов.

«А также тесное взаимодействие маркеплейсов с правообладателями: маркетплейс тратит меньше ресурсов, если не премодерирует все товары, а оперативно реагирует на жалобы о контрафакте от покупателей или правообладателей», — поясняет он. 

Эксперты убеждены, что подделкой становится торговать менее выгодно.

«Продавцы контрафактного товара находятся в зоне риска. И правообладатели, и маркетплейсы, и покупатели – все могут предъявить различного характера претензии. Правообладатель потребует выплату компенсации за нарушение исключительных прав, маркетплейс оштрафует и заблокирует карточки, а покупатель вернет продукцию», — отмечает Ангелина Биль.

Георгий Торчинов советует продавцам, которые работают с маркетплейсами, перед продажей убедиться, что у них «на руках» есть цепочка договоров, подтверждающая происхождение товаров от правообладателя или авторизованного дистрибьютера. Это позволит обойтись без штрафов и разбирательств.

А еще позволит покупателям все больше и больше доверять маркетплейсам. Что в конечном итоге сработает на руку всем — и площадкам, и продавцам, и потребителям.

«Если агрегаторы будут осознавать, что несут риск имущественной ответственности, то и степень контроля в отношении товаров будет выше», — резюмирует Александр Малютин.

Рекомендуем

Статья

Контрафакт на маркетплейсах: кто должен нести ответственность?

Потребителям нравится покупать товары на маркетплейсах как минимум потому, что не нужно вставать с дивана и тратить время на поход в магазин. Да и многим владельцам товарных знаков удобней и выгодней реализовывать продукцию через посредника. Однако на фоне роста популярности торговых площадок увеличилось и количество подделок. При этом понять, кто виноват в нарушении патентных прав, зачастую невозможно. Эксперты рассказывают, как сегодня маркетплейсы с этим борются и где искать нарушителей.

Статья

Политика маркетплейсов в отношении контрафактной продукции. Вебинар Legal Academy

Пандемия COVID-19 привела к стремительному росту e-commerce. Однако, вместе с развитием онлайн-торговли увеличился объем контрафактной продукции. Как бороться со злоумышленниками и по каким признакам выявить подделку — на эти и другие вопросы ответят эксперты.

Статья

Платить по счетам: за что маркетплейсы могут нести ответственность и как выстраивать отношения с ними

Маркетплейсы в последние несколько лет снискали большую популярность среди потребителей. Сейчас вместо того, чтобы изучать разные сайты, достаточно зайти на Яндекс.Маркет или Aliexpress, где представлены все необходимые товары. Однако скудность законодательного материала в этой сфере препятствует нормальной работе самих агрегаторов и эффективной защите прав заинтересованных лиц. О том, как правильно юридически оформить права на деятельность маркетплейсов и какие при этом использовать договорные конструкции, рассказала эксперт.

Нужно хоть что-то написать