Как юристам и адвокатам вести свои социальные сети: инструкция «Сферы»

Наличие профильного образования уже давно не является гарантом трудоустройства для юриста. Продвижение собственного бренда в социальных сетях, пусть даже с небольшим опытом работы, может стать весомым шагом для начала карьеры. Однако не каждый понимает, как разделить в сети личную жизнь и профессиональную деятельность. «Сфера» разбиралась, чем юристу позволительно делиться с читателями, а о чем лучше умалчивать.
Время прочтения: 4 минуты

Юристы vs. адвокаты

Ведение социальных сетей для юридических компаний практически не представляет сложностей. Как правило, это обезличенные страницы, которые курируют отдельные сотрудники. Компании в соцсетях разъясняют законы и законопроекты, публикуют новости из жизни фирмы. Те юристы, у которых продвижение неразрывно связано с личностью, не всегда могут разграничить контент и найти грань между сухим юридическим текстом и публикацией чересчур личных деталей из жизни.

С одной стороны, публичность и открытость юриста дают ему преимущества перед конкурентами, которые скрываются за «немыми» сайтами. С другой же, слишком большой поток подробностей из личной жизни может навредить профессиональной репутации. Неосторожный или слишком активный постинг в соцсетях всегда чреват возможностью нарваться на осуждение. Все-таки не каждого клиента порадуют сторис из ночного клуба или радостные посиделки с друзьями накануне важного заседания.  

Конечно, с законодательной точки зрения юрист без адвокатского статуса более свободен в повседневной жизни и соблюдении этических норм в соцсетях. Адвокаты же руководствуются положениями Кодекса адвокатской этики и введенными в 2016 году «Правилами поведения адвоката в телекоммуникационной сети Интернет». Для них существуют четкие ограничения.

Например, адвокат не может публично осуждать или порицать обвиняемых и подозреваемых лиц, даже если к их защите адвокат не имеет отношения; нарушать базовые нормы этики: демонстрировать правовой нигилизм, допускать грубые высказывания, агрессию, оскорбления. Также адвокатам рекомендовано с осторожностью относиться к публичной переписке с доверителями, представителями правоохранительных органов и суда, чтобы не вызвать подозрений в конфликте интересов.

Юристы без адвокатского статуса могут быть более свободны в своем публичном самовыражении. Однако важно понимать, что излишняя открытость не только не прибавит клиентов, но и отпугнет. Когда потенциальный клиент формирует первое впечатление о специалисте, он обращает внимание не только на количество выигранных им дел и образование, но и на образ жизни.

Победа субъективного мнения?

Юрист публикует фотографию с бутылкой алкоголя в баре. А не забудет ли он о важных деталях, которые я ему передам? Именно так может подумать ярый противник спиртного. Юрист постоянно путешествует и редко появляется в офисе. А точно ли он будет вести мое дело и не передаст ли его младшему помощнику? Так может решить человек, который не умеет разграничивать работу и отдых.

«В последнее время многие слишком увлекаются цензурой относительно представителей определенных профессий. Учителя, юристы, адвокаты, врачи такие же люди, как и все остальные. Безусловно, нужно придерживаться определенных рамок, но эти рамки устанавливает закон. Все остальное — субъективное мнение», — полагает юрист Кристина Янковская.  

Спикер считает, что юрист — это не просто серьезный человек в строгом костюме. За представителем каждой профессии кроется личность со своими увлечениями, переживаниями, взглядами на жизнь, опытом. Каждый сам решает, насколько он готов поделиться чем-то личным.

«Если целью служит привлечение новых клиентов, то соответственно, помимо личного контента нужен экспертный. Я всегда за то, чтобы делиться интересными судебными делами с аудиторией, рассказывать про основы защиты прав, повышать юридическую грамотность населения. Что касается личного контента, то он может быть любым. Для кого-то неприемлемо выкладывать в соцсети фотографии в купальнике, для кого-то стыдно делиться личными переживаниями, а у кого-то фото юриста с фиолетовыми волосами вызовет бурю негодования», — размышляет Кристина Янковская.    

Наиболее оптимальным выходом может стать создание закрытой страницы для друзей и хороших знакомых по подписке, а публичную страницу или паблик/сообщество оставить для своей профессиональной деятельности. Сосредоточиться стоит на полезной информации для клиента, разбавляя ее своим мнением. Также рассказывать можно об изменениях в законе и о проблемах правоприменения.   

Как соотнести профессиональное и личное? 

В современном обществе люди привыкли доверять не только профессионализму, но и внутреннему миру, вкусам, политическим или неполитическим взглядам человека, услугами которого собираются воспользоваться. Писатель, сценарист и PR-эксперт Александр Цыпкин отмечает, что юрист может быть высоко порядочным человеком с фантастическим интеллектом, но, если на его странице в соцсетях, например, только домашние животные или какие-то радикальные высказывания, которые он сделал полгода назад, то такой специалист никого не зацепит, потенциальный подписчик просто закроет страницу.  

«Социальные сети — это наши дуплицированные души и мысли, выложенные на всеобщее обозрение, которые находятся там 24 часа в сутки. Они открыты к общению всегда, это общение может серьезным образом развить ваш бизнес, дать возможность общаться с людьми, к которым раньше было невозможно даже близко подойти, потому что соцсети уравнивают», — объясняет писатель. 

По мнению эксперта, идеальное соотношение различных типов информации в социальных сетях — 25%. Четверть — это обычный лайфстайл. Юрист показывает, как посетил театр или концерт, поделился коротким мнением о постановке. Еще 25% — это профессиональное, например, объяснение законопроекта, рассказ о казусной ситуации на заседании. Также 25% можно посвятить вкусам, личным взглядам или каким-либо нравственным аспектам. Однако с вопросами политики и религии стоит быть максимально острожным. Оставшаяся четверть — это чужой контент: репосты, цитаты, объявления.   

Александр Цыпкин советует также наладить график публикации контента. Для тех, у кого соцсеть не является ключевым инструментом работы, делать посты следует раз в день или через день. Если выкладывать публикации совсем редко, подписчики быстро о вас забудут, и охваты упадут.     

Определенно, большая часть общества пока не готова отказаться от живущих уже десятки лет стереотипов. Поэтому, если своей целью при создании личной страницы вы ставите привлечение потенциальных клиентов в большом количестве, то задуматься о самоцензуре стоит. Если же вы сторонник того, что «свой человек меня поймет» — не молчите, но исключительно на свой страх и риск.  

Источник изображения: freepik.com

Рекомендуем

Статья

Как LegalTech-технологии помогают юристам в работе

Во всем мире LegalTech-технологии меняют работу юристов и сферу правосудия в целом. Формально LegalТech трактуют как отрасль бизнеса, специализирующуюся на информационно-технологическом обслуживании профессиональной юридической деятельности. Но это понятие стало гораздо шире и распространяется на технологичное предоставлении юридических услуг потребителям. О перспективах цифровизации юридической отрасли — в обзоре «Сферы».

Статья

«Инструменты продвижения юридической фирмы в 2023 году с учетом изменения закона о рекламе». Вебинар Legal Academy

С 1 сентября 2022 года в России начали действовать новые правила размещения рекламы в интернете. Они предполагают создание единой системы учета всей интернет-рекламы (медийной, нативной, контекстной, таргетированной), обязательную маркировку каждого объявления и передачу сведений в Роскомнадзор через операторов рекламных данных (ОРД).

Авторский взгляд

Как дозвониться до суда или приставов? Sudohod дает полезный совет

Руководитель направления по работе с корпоративными клиентами компании Sudohod Михаил Савкин делится опытом организации работы внутри компании — в частности, когда стоит задача дозвониться до суда или приставов, но в трубке слышны только длинные гудки.

Нужно хоть что-то написать