LegalTech — это сфера на стыке IT и права. Ее основная цель заключается в автоматизации юридических процессов. Участники LegalTech-рынка разрабатывают платформы, программы и инструменты, которые упрощают и оптимизируют работу юристов и бизнеса.
Как рассказывала «Сфера», искусственный интеллект сократил время судей на подготовку к процессу на 84%, а робот, взыскивающий налоги, ускорил движение сотен дел.
Внедрение LegalTech в России способствовало переходу от бумажных документов к электронному хранению информации. Это повысило безопасность данных, облегчило поиск и анализ. Клиенты также могут теперь предоставлять юристам все необходимые документы в электронном виде. Это делает процесс сотрудничества более удобным и эффективным. А с развитием LegalTech-сервисов в облаке доступ к информации стал возможен из любой точки мира, где есть выход в интернет. Это особенно важно для юристов, которые сотрудничают с клиентами из разных стран.
Кроме того, использование LegalTech-технологий позволяет компаниям снизить издержки на обслуживание клиентов. Автоматизация рутинных процессов и электронное хранение данных сократили расходы на бумажные документы, печать, аренду офисных помещений и т.д. Таким образом, компании могут предоставлять услуги по более доступным ценам, а клиенты не тратить ресурсы и время на личное посещение юриста.
Личный опыт
Любой специалист стремится сделать свой труд более эффективным, считает управляющий партнер Legal House Ольга Звагольская. По ее словам, в век всеобщей цифровизации к названию любой профессии можно прибавлять -tech и получать готовую идею по повышению личной или корпоративной эффективности.
«С LegalTech знаком в той или иной степени каждый практикующий юрист: в самом базовом виде технологический арсенал может быть представлен одной из информационно-справочных систем (например, Консультант плюс) и государственными информационными системами (Мой арбитр). Даже такой простой набор свидетельствует о высокой цифровизации российской юридической отрасли и значительно отличает труд современного юриста от его предшественника 20 лет назад», — отметила спикер в беседе со «Сферой».
Следующий шаг цифровизации — внедрение более специализированных, но все еще типовых решений. Это и дополнительные правовые базы, в которых представлены консультации по сложным правовым вопросам, и отраслевые журналы (например, «система Юрист»), и сервисы проверки контрагентов (Контр.фокус, СПАРК), и ресурсы по отслеживанию судебной практики и контролю за судебными делами (casebook и caselook). К этим решениям, как правило, прибегают команды, деятельность которых связана с отдельными отраслями практики (например, судебная работа по арбитражным спорам, налоговый комплаенс).
«Наиболее сложный и продвинутый подход — разработка индивидуальных решений под конкретную юридическую команду и ее задачи. Например, можно учитывать судебные дела компании, синхронизируя информацию в карточке дела с данными 1С и государственных информационных ресурсов, вести учет конкретных задач в рамках дела, отслеживать их делегирование, объем времени, затраченный сотрудниками на их решение», — говорит Звагольская.
Хотя индивидуальные программные решения способны существенно облегчить работу юриста, их внедрение стоит дорого. Обычно их приобретают или разрабатывают либо крупные команды с большим объемом работы, либо те представители консалтинга, кому необходимо предоставлять заказчику детальный расчет затраченного по делу времени и материальных ресурсов.
Интеллектуальные помощники
Теперь юристы не только получают информацию в пару кликов, но и могут анализировать большие объемы информации и документов в автоматическом режиме. Интеллектуальные помощники исключают вред, связанный с человеческим фактором и ускоряют работу. Существуют также ряд CRM-систем, разработанных для юридических операций (например, Jeffit. Peppermint, DISCO). Некоторые компании адаптируют под юридические особенности системы SAP, 1C. Суть в том, чтобы подстроить рабочие процессы под единые стандарты.
Всеобщая диджитализация подталкивает российские юридические компании не просто автоматизировать рабочие процессы, но и создавать продукты под собственные потребности.
Например, система LAPLASS — внутренний продукт фирмы «Амулекс», предоставляющей юридическую помощь в дистанционном режиме. LAPLASS в режиме реального времени принимает обращения клиентов из любого канала связи, а затем направляет их группе специалистов для консультации. Программа может может спрогнозировать нагрузку юристов с точностью до часа. Также LAPLASS позволяет учитывать стоимость проектов и оптимизировать время сотрудников.
Очевидно, что сейчас для юридического бизнеса LegalTech — перспективный инструмент для повышения КПД сотрудников и сокращения времени на рутинные процессы. Для конечного потребителя LegalTech — это эффективность и доступность юридической работы. И по всем прогнозам обороты этого рынка будут расти.
Так, по данным Forbes, в 2020 г. объем рынка LegalTech в России составлял порядка $2 млрд. Перспективы солидны: в настоящее время эксперты оценивают проникновение высоких технологий в сферу права на уровне всего 15%.