Миф 1: юрист нужен тогда, когда проблема уже возникла
Юристы относятся к специалистам, которые предотвращают риски. Главная задача – сделать все необходимое, чтобы минимизировать вероятность возникновения проблемы в бизнесе. И только вторично – решать те самые проблемы.
Предотвращение рисков помогает бизнесу сэкономить. При этом не все зависит от юристов, но от базовой юридической грамотности управленца, а также его желания подключать юриста к решению вопросов.
Важно не столько умение самостоятельно составлять договоры и проверять их, а понимание существующих рисков и навык выстраивания бизнес-процессов с самого начала. Исправлять – всегда дороже.
Дело в том, что проблемы в бизнесе все довольно предсказуемые. Это не то, что держат в секрете. Дорогие риски есть - и об этом важно знать. Есть и пути их предотвращения.
Миф 2: юрист должен уметь все - и разбираться в бизнесе, и выступить на совещании, и составить договор.
В этой формулировке заявлена работа двух абсолютно разных по темпераменту и навыкам экспертов. Искать их в одном человеке очень дорого. Однако этому чудо-юристу есть название – legal operation (сокращенно legalops). Legalops – это эксперт, который обладает как твердыми знаниями в юриспруденции и предпринимательстве, так и сильными soft-skills.
Как и когда формировать юридический отдел в компании?
По опыту работы в крупном бизнесе могу констатировать, что растить юридический отдел нужно в нескольких случаях: если предприниматель идет по пути «решаю проблемы по мере их поступления» или если речь идет о корпорации с огромным числом направлений.
Приведу пример. На одном из форумов выступали два предпринимателя из одной ниши и сопоставимого объема бизнеса. Один говорит: «у меня штат юристов, мы не вылезаем из судов», а второй: «у меня один юрист на фрилансе, иногда его подключаю к вопросам».
Считаю, что ситуация показательна: многое зависит от видения предпринимателя, его желания строить бизнес в хаосе или в системе и понимании, зачем и когда нужны юристы.
Как понять, нужен ли юрист на постоянную занятость?
1. Когда компания находится в стадии экспоненциального роста. И нужно быть готовым, что потребуется не один, а сразу несколько специалистов.
В этом случае важно подбирать амбициозных и ответственных экспертов, не все справятся с подобной нагрузкой.
2. Юрист точно нужен, когда есть штат сотрудников в среднем от 100 человек. Когда появляются вопросы от сотрудников, которые важно решать в моменте. Когда есть наработанная база клиентов, и не обходится без конфликтов. Когда на ежедневной основе требуется согласовывать договоры, и вы готовы разрабатывать сложную (не типовую) документацию – регламенты, политики и др.
Это и есть истинная роль inhouse-юриста: готовить документы на предотвращение рисков, отвечать на вопросы сотрудников, решать проблемы. И тем не менее, у inhouse-юристов есть своя специализация.
Какой юрист не нужен на постоянную занятость?
По моему мнению, налоговый, корпоративный юрист и legalops.
Корпоративный юрист для стандартной, обычной деятельности не требуется. Как правило, его привлекают точечно, скажем, при подготовке устава, когда меняется генеральный директор или адрес компании. Есть момент: подобные требования в вакансии на должность штатного юриста – это увеличении стоимости специалиста. Однако по факту это разовые задачи.
Однако при сложных структурах, когда в компании есть, например, Совет директоров, корпоративный юрист требуется на постоянной основе.
Legalops стоит привлекать для решения точечных или глобальных вопросов, таких как, скажем, обучение предпринимателя, топ-менеджмента, сотрудников, формирование юридического отдела или оптимизация его работы, проведение аудита бизнеса или его курирование и т.д. В большом бизнесе legalops требуется на постоянной основе.
Часто под руководителями юридического отдела понимают функционал legalops юриста, но практика показывает, что это редко удачно совместимо. Для руководителя важно заниматься развитием непосредственно сотрудников и отдела – это не совсем одно и тоже, что в классической версии делает legalops.
Когда собственник начинает задумываться о создании юридического отдела в компании, важно сформулировать задачи, которые предстоит решить в текущий момент и в перспективе. Именно этот ответ, а не опыт коллег или устоявшиеся мнения -«мифы» поможет быстрее закрывать кадровые вопросы, предотвращать внутренние и внешние проблемы в бизнесе до их наступления, сэкономить огромное количество времени, а также сохранить заработанную прибыль.