«Конечно, в первые дни, когда возникла пандемия, ходили мнения, что нам было бы правильнее закрыться полностью, не принимать граждан и внести вклад в самоизоляцию. Но в силу задач нашей профессии мы не должны этого делать. Есть неотложные вопросы: завещания, открытие наследственных дел, учреждение юридических лиц, удостоверение решений участников собраний и многие другие действия», – объяснил такую инициативу Константин Корсик.
Президент ФНП добавил, что список дежурных нотариальных контор определяет нотариальная палата конкретного субъекта Российской Федерации, и все они указываются на официальном сайте нотариальных палат. По словам Константина Корсика, новый институт действует с полным учетом требований Министерства здравоохранения и Роспотребнадзора в части соблюдения санитарных и противоэпидемиологических правил.
«В дежурных нотариальных конторах вводят меры дезинфекции, защитные маски, перчатки, термоконтроль, чтобы защитить заявителей и себя. Также вводят меры по социальному дистанцированию: прием только по предварительной записи и предварительное направление документов по электронной почте, чтобы сократить время ожидания в нотариальной конторе», – рассказал он.
Константин Корсик отметил, что в ряде регионов дежурные нотариальные конторы могут осуществлять лишь безотлагательные нотариальные действия – это обусловлено степенью риска и строгостью ограничительных мер в каждом конкретном субъекте страны.
Также Константин Корсик напомнил, что в скором времени нотариусы смогут на законных основаниях совершать ряд действий удаленно. «В конце этого года вступит в силу положение федерального закона «о цифровом нотариате». Именно благодаря ему станет возможным, например, безличное обращение к нотариусу. Также станет возможно удостоверять сделки дистанционно с участием двух и более нотариусов. Когда эти нормы принимались, шла речь об обеспечении безопасности и надежности при ускорении гражданского оборота в цифровой форме, но жизнь показала, что мы будто предвидели нынешнюю ситуацию», – сказал он.
По словам президента ФНП, новые положения особенно важны в условиях ограничительных мер. И в будущем – в случае новых пандемий и изоляционных режимов – они помогут сохранить гражданский оборот, а также уменьшить число контактов между сторонами сделок.
«Сама ситуация буквально выдавливает гражданский оборот в цифровые форматы. Мы понимаем, что электронный нотариат – наше будущее. Но основные функции нотариальной деятельности (проверку соответствия воли лица его волеизъявлению или разъяснение последствий нотариальных действий), конечно же, не выполнит ни одна программа. Это главная задача нотариуса, а обслуживать ее должны уже существующие цифровые инструменты», – считает Константин Корсик.