Последние жалобы
Зоя Светова — журналистка. В 2017 году в ее квартире прошел обыск, но о наличии соответствующего ордера она узнала лишь спустя несколько часов после прибытия на место адвоката, утверждается в материалах суда. Оттуда также следует, что указанные следственные действия связаны с уголовным делом в отношении Михаила Ходорковского, в котором у Световой не было никакого процессуального статуса. Журналистка пожаловалась, что вещи, изъятые правоохранителями, ей так и не вернули.
По мнению ЕСПЧ, ордер был сформулирован в общих выражениях, что дало полиции фактически неограниченные полномочия по изъятию имущества девушки. В итоге Страсбургский суд взыскал в пользу журналистки €10 000 компенсации.
Дело общественника из Чечни Руслана Кутаева начали рассматривать еще семь лет назад. В 2014 году он организовал конференцию в Грозном в память о депортации чеченцев советскими властями. На следующий день Кутаева вызвали на встречу с главой Республики Рамзаном Кадыровым, но просьбу явиться он проигнорировал.
Затем, утверждает активист, его насильно увезли из дома, били и пытали двое неизвестных. В возбуждении уголовного дела Кутаеву отказали, заявлял он. Власти при этом утверждают, что общественник был арестован после того, как у него при выборочном осмотре на улице изъяли героин. Мужчину «закрыли» на четыре года. ЕСПЧ признал нарушение прав Кутаева и обязал Россию выплатить ему €52 000.
РФ и ЕСПЧ
С 16 сентября Российская Федерация официально перестала быть договорной стороной Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека, являющейся базовым документом Совета Европы (СЕ) и Европейского суда (ЕСПЧ) в частности. Хотя Москва еще 15 марта объявила о начале процесса выхода из СЕ, а его уставные органы на следующий день приняли решение исключить Россию из состава организации из-за ситуации на Украине, РФ в течение шести месяцев после этого оставалась стороной вышеуказанной конвенции, а значит, должны была соблюдать ее нормы. Но по истечении переходного периода Москва больше не обязана соблюдать положения документа и нести ответственность за их нарушение.
При этом в своей резолюции ЕСПЧ указал, что продолжит рассматривать обращения от россиян при условии, что жалобы, которые могут представлять собой нарушение Конвенции, имели место до 16 сентября 2022 года.
Стоит отметить, что жалобы из России составляли большинство обращений в ЕСПЧ — более 24%, писали СМИ. С 1998 года (момент ратификации конвенции) «общее количество вынесенных ЕСПЧ по российским заявлениям постановлений составило 3495».
В вопросе исполнения РФ решений Европейского суда следует отметить, что сегодня Федеральными законами «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», которые были подписаны президентом 11 июня 2022 года, устанавливается следующее правило: если постановление ЕСПЧ не вступило в силу до 15 марта 2022 года, то исполняться оно не будет.
«Если, к примеру, заявителю присуждена компенсация до вышеуказанной даты, он может рассчитывать на компенсацию, но строго в рублях», — пояснил в беседе со «Сферой» юрист Владислав Ким.
До выхода России из ЕСПЧ наблюдалась следующая тенденция: жалобы заявителей из РФ политического характера рассматривались Судом более оперативно и ускоренно в отличие от других. И в большинстве случаев имели положительный исход для заявителей, отметил Ким.
«Я полагаю, что после выхода России по политическим жалобам на нарушения, которые возникли до установленного срока, такая тенденция себя так же проявит», — добавил юрист.
В 2020 году Комитет министров Совета Европы отчитался о том, как входящие в совет страны исполняли постановления Европейского суда по правам человека. Утверждалось, что Россия игнорирует их гораздо чаще, чем другие страны. Сотни, в том числе 147 прецедентных, не исполняются уже более пяти лет, но число жалоб в Страсбург продолжает расти. К концу 2020 года неисполненными за 20 лет подсудности ЕСПЧ оставались 1789 решений. Это треть общего числа дел, выигранных в Страсбурге против государств — членов Совета Европы.
Судьи ad hoc
Все дела российских граждан ЕСПЧ теперь рассматривает с участием судьи ad hoc (по особому случаю). Судья ad hoc не обязательно должен быть (и часто не является) гражданином государства, которое его назначило. Он делает при вступлении в должность то же торжественное заявление, что и члены суда, принимает участие в принятии решения по делу на основе равенства с его коллегами, имеет право голоса и получает вознаграждение за каждый проработанный день.
Институт судей ad hoc отражает один из основополагающих принципов, регулирующих функционирование системы, т.е. принцип строгого равенства сторон.
Позиция России
Предвзятость и пристрастность неприемлемы для судебной власти, именно поэтому решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) не подлежат исполнению в России. Об этом заявил 14 февраля президент РФ Владимир Путин. Глава государства считает, что причины, по которым Россия в марте 2022 года вышла из состава Совета Европы, а в сентябре — и из-под юрисдикции ЕСПЧ, — очевидны.
«Отдельные вердикты этого суда стали носить откровенно политизированный характер. А предвзятость, пристрастность, чем бы они ни оправдывались, для судебной власти в любом случае абсолютно неприемлемы», — указал российский лидер на совещании судей Арбитражных и военных судов, а также судов общей юрисдикции.
Глава государства считает, что последствия выхода России из ЕСПЧ были тщательно продуманы. Также он выразил уверенность, что российские судьи способны надежно защитить национальную судебную систему и обладают для этого всеми необходимыми механизмами.