Бег с препятствиями: как в России регулируется медицинский допуск к спорту

Почти четыре года процедура медицинского допуска к спортивным соревнованиям и физкультурным мероприятиям практически не менялась, вопреки ее пробелам и недочетам. Толчок к изменениям дал 2019 год, который запомнился сразу несколькими смертями атлетов. Чтобы навести порядок в этой сфере, Минздрав принял в конце 2020 года Приказ № 1144н. Поможет ли он, и чего в документе уже сейчас не хватает, разбирались эксперты.
Время прочтения: 13 минут

Приказ № 1144н: что нового?

В декабре 2020 года был опубликован Приказ Минздрава России о медицинском обеспечении спортивных соревнований от 23.10.2020 № 1144н. Его предшественник (приказ Минздрава России от 01.03.2016 № 134н) многими юристами подвергался критике. В частности, специалисты осуждали отсутствие разграничения медицинских заключений для участников-любителей и занимающихся физической культурой и спортом на качественном ином уровне (включая дифференциацию видов спорта в зависимости от степени нагрузки на организм), возложение слишком большой ответственности на организаторов соревнований, множество уязвимых точек медицинского доступа и излишний патернализм государства в отношении здоровья спортсменов.

В итоге в СПбГУ была создана рабочая группа экспертов, которая предложила ряд изменений в регулирование вопроса. Новый приказ продемонстрировал, что к мнению юристов прислушались.

Так, в действующем приказе № 1144н впервые разграничили виды медицинского заключения для участников-любителей (физкультурные мероприятия, массовые спортивные мероприятия, студенческий спорт, обучающиеся по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта (базовый уровень), занимающиеся спортом на спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки, выполняющие нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО) и занимающихся физической культурой и спортом на качественно другом уровне.

«В первом случае мы видим, что для участия в массовых мероприятиях, требуется наличие лишь первой или второй групп здоровья, определяемой по результатам профилактического медицинского осмотра или диспансеризации согласно возрастной группе, а уже во втором случае требуется получение медицинского заключения, включающего в себя более углубленное обследование в специализированном медицинском учреждении», – поясняет Павел Новиков, заместитель генерального секретаря по правовым и общим вопросам – руководитель департамента развития Федерации футбола Санкт-Петербурга, преподаватель образовательной программы магистратуры СПбГУ «Юрист в сфере спортивного права (спортивный юрист)».

«Действительно, в пункте 36 Порядка организации оказания медицинской помощи, утвержденного приказом (далее – приказ), отражена идея рабочей группы об учете фактора разных нагрузок в видах спорта, а также построенных на их основе физкультурных мероприятиях, и, как следствие, дифференциации требований к медицинскому заключению», –  соглашается Илья Васильев, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, научный руководитель образовательной программы магистратуры СПбГУ «Юрист в сфере спортивного права (спортивный юрист)».

Кроме того, пункт 4 приказа включил природные объекты в локацию территорий, на которой дозволяется оказание медицинской помощи. Как отмечает Владимир Филатов, советник Президента Спортивной Федерации спортивного ориентирования Санкт-Петербурга, это особенно актуально для такого вида спорта как спортивное ориентирование. Ранее рабочая группа указывала на необходимость детализации возможных мест проведения соревнования – это зависит от спорта, поэтому должны быть учтены разные варианты.

«В положениях пункта 24 приказа представлен перечень обстоятельств, которые должны быть учтены медицинской бригадой, сформированной ответственным медицинским работником (главным врачом), при организации своей деятельности на мероприятии: в зависимости от количества участников соревнований, зрителей, вида и условий проведения физкультурных мероприятий и спортивных соревнований, а также от количества прогнозируемых обращений по медицинским показаниям: заболеваемости и спортивным травмам, видам предполагаемых нозологических форм заболеваний. Ранее мы предлагали учитывать дополнительные обстоятельства, что теперь представлено в нормах акта», – поясняет Илья Васильев.

Он также обращает внимание на то, что в приложении № 4 к приказу отражена идея рабочей группы по расширению перечня параметров, которые организатор физкультурного мероприятия, спортивного соревнования будет обязан использовать при планировании обеспечения оказания медицинской помощи (место проведения: на объекте спорта или вне объекта спорта, удаленность места проведения от ближайшей медицинской организации, прогнозируемые климатические и погодные условия во время проведения). Как поясняет Илья Васильев, теперь состав и количество медицинских работников, бригад СМП, медицинских пунктов (для спортсменов, для зрителей) может изменяться в соответствии с количеством зрителей и участников мероприятий, условиями проведения мероприятий (места проведения, доступности и удаленности места проведения от ближайшей медицинской организации, прогнозируемым климатическим и погодным условиям), в соответствии с требованиями медицинских правил и регламентов спортивных организаций, в том числе международных.

«Все медицинские работники и сотрудники бригад скорой медицинской помощи, обеспечивающие физкультурные мероприятия и спортивные соревнования, теперь обоснованно находятся в подчинении ответственного медицинского работника (главного врача) мероприятия», – говорит Ольга Попова, начальник юридического отдела Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга, преподаватель образовательной программы магистратуры СПбГУ «Юрист в сфере спортивного права (спортивный юрист)».

Среди других положительных новаций приказа, отмеченных Ольгой Поповой:

  • Требования к деятельности ответственного медицинского работника (главного врача);
  • Уточнены функции отделения спортивной медицины медицинской организации;
  • Требование при проведении физкультурных мероприятий и спортивных соревнований обеспечения работы не только одной бригады скорой медицинской помощи, но и одного медицинского пункта (при наличии) для зрителей (на каждые 10 000 человек), не считая бригад скорой медицинской помощи для спортсменов и медицинского пункта для спортсменов.
  • Изменение и дополнение функций врачебно-физкультурного диспансера, центра лечебной физкультуры и спортивной медицины, увеличение для них рекомендуемых штатных нормативов и установление расчетных норм нагрузки на врача спортивной медицины из расчета времени на одно посещение.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о возложении чрезмерного количества обязанностей на организаторов спортивных соревнований – еще в прошлом году эксперты называли его одной из самых важных проблем современного регулирования. Как отмечает Владимир Филатов, в новом приказе у организатора пропала необходимость обязательного утверждения главного врача соревнований, теперь норма является диспозитивной. «Для длительных соревнований, одновременно проводимых на десятках объектов спорта, есть более практичные способы медицинского обеспечения и контроля, которые не ставят под сомнение безопасность участников мероприятий», – добавляет эксперт.

Однако послабление не решило проблему полностью. По словам Владимира Филатова, во многих положениях акцент сделан только на многочисленных обязанностях организаторов, тогда как сами участники находятся в привилегированном положении без каких-либо обязанностей во время проведения мероприятия, а ведь именно для них в первую очередь и конструировались представленные в приказе гарантии.

Сложность также заключается в том, что на практике организатор не всегда может выполнить все свои обязанности. На масштабных мероприятиях это зачастую объясняется финансовой стороной вопроса. Решение проблемы при этом может быть простым – распределение обязанности и ответственности между организаторами, объектами спорта и участниками соревнований на основании договоров, как это делается в рамках обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований.

О забытом и предстоящем

Вопрос слишком большого количества обязанностей организаторов – не единственный, который не учли в новом регулировании. Несколько предложений рабочей группы в приказе №1144н не получили поддержки Минздрава.

Одна из перспективных идей, которая не вошла в итоговый документ, – право совершеннолетних участников физкультурных мероприятий и любительских, массовых соревнований предоставлять информированное согласие вместо медицинского заключения (по аналогии с информированным согласием на оказание медицинской помощи). По задумке оно должно было включать несколько базовых пунктов:

  • участник уведомлен о возможных рисках на мероприятии (причинения вреда его жизни, здоровью, смерти);
  • участник не скрывает от организатора и медицинских работников мероприятия информацию о состоянии своего здоровья;
  • участник считает свою подготовку и состояние здоровья соответствующими уровню нагрузки на мероприятии.

«Как представляется, участник физкультурного мероприятия и любительских, массовых соревнований может самостоятельно отвечать на вышеназванные вопросы, тогда как в настоящий момент это осуществляется при помощи излишней патерналистской роли публичного субъекта – требовании медицинского заключения одного из перечисленных в приказе видов», – комментирует Илья Васильев.

С точки зрения Владимира Филатова, важным было бы продумать и право участия совершеннолетних лиц в открытых группах физкультурных мероприятий без требования медицинского заключения. Это помогло бы исключить случаи, когда человек узнал о мероприятии накануне или в день его проведения, но не смог принять в нем участие, потому что для этого была необходима заблаговременная регистрация.

«Наконец, необходимо зафиксировать в приказе и документы, являющиеся альтернативой медицинскому заключению для иностранных лиц, участвующих в физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях: наличие полиса страхования от несчастных случаев или страхования для спортсменов (иностранцы-участники, чаще всего, обладают таким полисом), или документа, необходимого по праву государства их проживания, пребывания для участия в физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях (лицензия, например)», – предлагает Владимир Филатов.

В целом, как считает Илья Васильев, в приказе наметился процесс осмысления степени присутствия публичного субъекта в вопросе медицинского допуска и дифференциации условий реализации права на участие в спортивных соревнованиях и физкультурных мероприятиях. Кроме того, если судить по приказу № 1144н, Минздрав России прислушался к целому ряду предложений рабочей группы.

Эксперты планируют не останавливаться и продолжить разработку ранее высказанных предложений. «Мы открыты к обсуждению и смотрим с оптимизмом на дальнейшую эволюцию регулирования, которая может произойти гораздо раньше срока завершения действия данного приказа (1 января 2027 года)», – предполагает Илья Васильев.

Эксперт отмечает, что приказ увидел свет в нынешней редакции во многом благодаря открытому обсуждению на площадке regulation.gov.ru летом 2020 года. Большую роль также сыграла Федерация спортивной медицины. «Благодаря открытому обсуждению отдельные наши предложения появились в финальной редакции приказа. Кроме того, значительную помощь оказал участник нашей рабочей группы Алексей Лапин, президент Федерации спортивной медицины. Мы очень ему признательны – именно благодаря его содействию некоторые наши идеи были использованы Минздравом в процессе работы над приказом № 1144н. Надеюсь, что и этот материал сможет стать катализатором новых идей для следующей редакции документа», – говорит Илья Васильев.

Источник изображения: onlyyouqj - www.freepik.com

Рекомендуем

Статья

Спорные игры: как меняется система спортивного правосудия в России

Чтобы права российских спортсменов были защищены, в России был создан Национальный центр спортивного арбитража и приняты изменения в федеральное спортивное законодательство. Однако спустя два года многие проблемы спортивного правосудия не только не решились, но и в свете санкционных ограничений приобрели особую остроту.

Статья

Быстрее, выше, скандальнее: чем запомнилась Олимпиада в Токио

Олимпиада 2020-2021 в Токио запомнится как одна из самых скандальных за всю историю Олимпийских игр. СМИ и обычные пользователи Интернета активно обсуждали любую неоднозначную ситуацию, критикуя и слабую организацию, и несправедливость судей. Однако справедлива ли эта критика? Свою оценку дали эксперты по спортивному праву. Читайте — в материале «Сферы».

Статья

Строго-настрого: дисциплинарная ответственность клубов перед УЕФА

Спортивное право распространяется не только на действия клубов и команд, но и на болельщиков. Эксперт в области спортивного права Илья Васильев рассказывает, почему за фанатов приходится «отдуваться» их кумирам и какие обстоятельства не смягчают наказание.

Нужно хоть что-то написать