Legal Talks
Логотип Legal Academy
Логотип Сфера
Открытый диалог

О римском праве, скандинавском реализме и современном юридическом образовании

46 минут

Нужно ли юристу разбираться в истории права? Существуют ли юрисдикции, в которых римское право является применимым правом? Что такое скандинавский реализм? Следует ли подвергать юридическое образование постоянному реформированию или стоит отдавать дань традициям? В чем состоит основная разница в подходах к преподаванию юриспруденции в России и за рубежом?

В ходе интервью Антон Дмитриевич Рудоквас обсуждает вопросы, которые ставит Мария Андреевна Ерохова.

Формат
Открытый диалог
Итоги

Юридическое образование имеет долгую историю становления. Однако в условиях развития общественных отношений и появления новых технологий возникает необходимость нахождения баланса между сложившимися устоями и нововведениями. Интересно, какое значение имеет в XXI веке знание римского частного права и можно ли отказаться от юридической догматики?

Мария Андреевна Ерохова и Антон Дмитриевич Рудоквас поднимают неоднозначные вопросы модернизации юридического образования в XXI веке. В ходе беседы Антон Дмитриевич Рудоквас рассказывает о собственной профессиональной траектории. Так как он одновременно является и историком, и юристом, большое внимание уделяется взаимосвязи этих двух ипостасей. Собеседники выясняют, почему глубокие познания в обеих науках важны не только для личностного развития юриста, но и для реализации его профессиональных перспектив.

Кроме того, они размышляют об актуальности изучения римского права и латыни, сравнивая опыт России и зарубежных стран, и делятся мнением относительно такого противоречивого явления, как диджитализация современного образования.

Дата записи: 15 мая 2019 г.
Содержание

Введение. Античность и юриспруденция

Мария Андреевна Ерохова и Антон Дмитриевич Рудоквас приступают к обсуждению проблем современного юридического образования. Имея богатый опыт преподавания юридических дисциплин, они ставят перед собой цель рассмотреть в различных ракурсах вопросы современного университетского образования юристов.
В качестве предисловия к разговору Антон Дмитриевич Рудоквас рассказывает о собственном профессиональном пути.

Римское право как действующее право в XXI веке

Участники дискуссии поднимают вопросы методологии исторических и юридических наук. По мнению Марии Андреевны Ероховой, в книге Антона Дмитриевича Рудокваса о приобретательной давности приоритет отдается юридическому подходу.

Антон Дмитриевич Рудоквас делится своими взглядами на этот вопрос, а также рассказывает о своем уникальным опыте работы в специализированном государственном суде по трастам и фидуциарным отношениям республики Сан-Марино. Он объясняет, что коллегия Sapientes, членом которой он является, представляет собой именно судебный орган, а не просто группу экспертов, поскольку является «реинкарнацией» в современных условиях института римского права ius respondendi, а потому данная членами этой коллегии правовая квалификация спора считается не просто экспертным заключением, но обязательна к применению судом. Отдельно затрагивается вопрос о требованиях конфиденциальности.

В качестве примера приводится интересный кейс, связанный с конструкцией фактического товарищества, над которым работал Антон Дмитриевич Рудоквас.

Скандинавский реализм как антипод юридической догматики, основанной на знании римского права

Мария Андреевна Ерохова отмечает, что Россия на сегодняшний день – одна из немногих стран, где римское право продолжает входить в число учебных дисциплин, обязательных для профессиональной подготовки будущих юристов. В этой связи она поднимает вопрос актуальности изучения римского права современными студентами. Так как они не изучают в сколько-нибудь существенном объеме латынь, Мария Андреевна Ерохова также выражает обеспокоенность качеством освоения учащимися материала по римскому праву.

Антон Дмитриевич Рудоквас делится своим мнением по поставленным вопросам и многолетним опытом преподавания в международной летней школе сравнительного правоведения в сфере частного права университета Зальцбурга, где он имеет возможность участвовать в дискуссиях с профессорами и студентами из более чем 40 абсолютно разных юрисдикций. Отмечается, что говорить о едином подходе к определению места римского права в юридическом образовании по всей Европе было бы риторическим преувеличением. На самом деле эти подходы в разных странах и даже в разных университетах существенно отличаются. По крайней мере, можно сделать вывод, что римское частное право продолжает играть роль введения в цивилистику в тех странах, где сохраняет свое значение цивилистическая традиция и обусловленная ею юридическая догматика. Напротив, в скандинавских странах догматический дискурс вытеснен так называемым скандинавским реализмом. При таком подходе отпадает необходимость в преподавании не только римского частного права, но и цивилистической догматики, являющейся одним из краеугольных камней юридического образования в отечественных университетах.

 Кратко рассматривается суть понятия, известного как скандинавский реализм.

Подходы к современному юридическому образованию: судьба лекций и поиск идеальной формы контроля знаний

Антон Дмитриевич Рудоквас подытоживает рассуждения о пользе римского права в качестве обязательного предмета в учебных планах юридических факультетов. Он подвергает сомнению популярный тезис о повсеместном кризисе римского права как отрасли юридической науки и как учебной дисциплины. Приводится пример Китая, который направляет китайских студентов и молодых преподавателей для обучения за рубежом не только программированию, физике или химии, но и, в частности, римскому праву, поскольку полагает это важным для обеспечения законодательных реформ и формирования эффективной цивилистической доктрины в КНР. Прошедшие профессиональную подготовку в европейских университетах китайские профессора римского права - цивилисты затем создают собственные научные школы на Родине.

Мария Андреевна Ерохова также поднимает вопрос повышения эффективности юридического образования. Собеседники приходят к выводу, что только сочетание конструктивного общения с преподавателем и самостоятельной работы над письменными заданиями способно дать наилучший результат. Помимо этого, разбираются преимущества и недостатки внедрения новых технологий в образовательный процесс.

Комментируемые нормы права
Дополнительные материалы
Дополнительная информация