Платформа Superjob решила формализовать и оцифровать неофициальные принципы взаимодействия между работодателями и соискателями, которые уже сложились на рынке труда. Как пишут СМИ, теперь каждый участник — будь то компания или кандидат — может запустить так называемый кадровый аукцион.
Superjob разработал два формата таких аукционов. Первый вариант — это «зарплатная гонка»: каждое последующее предложение должно превышать предыдущее как минимум на 5%. К примеру, если стартовая сумма составляет 100 тысяч рублей, то следующий шаг должен быть не менее 105 тысяч.
Второй формат — «аукцион бонусов»: здесь работодатели конкурируют не только окладом, но и дополнительными преимуществами — удобным графиком, форматом, медицинской страховкой, обучающими курсами и другими бонусами.
Зачем понадобились торги?
Идея такого аукциона, как отмечает ведущий digital-рекрутер Агентства высокоточного найма Forteco.ru Дарья Супрунова, принадлежит порталу SuperJob и команде генерального директора Алексея Захарова. При этом схема его проведения пока закрыта и находится в тестовом режиме.
«Это пока инициатива конкретного портала. Причем как смелая, так и очень сомнительная. Если знать историю развития сервиса SuperJob и его генерального директора, то можно быстро понять, зачем в первую очередь этой команде понадобился такой эксперимент. Портал SuperJob давно известен на рынке российских онлайн-бирж труда как платформа для смелых экспериментов. В том числе в силу многолетней конкурентной борьбы с hh.ru (несмотря на многочисленные мнения, что они давно поделили сферы влияния)», — замечает Дарья Супрунова.
По её мнению, сейчас подобный аукцион — это чистый эксперимент, рассчитанный в первую очередь на пиар и привлечение на площадку новой аудитории — сильных специалистов, за расположение которых портал и предлагает биться работодателям.
«Кадровый голод» создает основу для новых идей
Площадке необходима сильная база и работодателей, и кандидатов. Так как рынком труда правят соискатели, продолжает Дарья Супрунова, компания решила использовать повышенное внимание к теме, чтобы привлечь топовых специалистов, за которыми последуют работодатели.
«Внедрение аукциона стало логичным шагом для рекламы и обновления платформы. Однако возникает вопрос: стоит ли превращать переговоры в «битву», рискуя нарушить баланс мотивации и доверие между сторонами?», — размышляет спикер.
На чьей стороне выгода?
Генеральный директор сервиса GdeRabota.ru Екатерина Агаева считает, что аукционы выгодны только кандидатам. В условиях низкой безработицы их запросы зачастую завышены: опытные специалисты требуют зарплату выше рынка, ДМС, гибкий график и обучение.
«У компаний фиксированный бюджет, и они не вправе повышать предложение. Исключение — найм топ-менеджеров. Формат аукциона невыгоден работодателям: они рискуют вложить средства в сотрудника, чьи навыки невозможно оценить без собеседования», — отмечает Екатерина Агаева.
Дарья Супрунова выделяет возможные преимущества:
- для работников— оценка своей ценности и временные привилегии;
- для аналитиков— изучение компромиссов работодателей.
«Выгода для бизнеса пока неочевидна», — добавляет спикер.
Вопрос мотивации
Подобный аукцион не увеличит мотивацию сотрудников в рамках рабочего процесса, говорит Екатерина Агаева. Деньги — это внешний стимул. Согласно исследованию ученых Университета Флориды, взаимосвязь между удовлетворённостью работой и оплатой труда крайне слаба.
«Оплата труда важна, но ее эффект краткосрочен. Если мотивировать сотрудников только деньгами, придется бесконечно повышать зарплату. Когда компании «покупают» кандидатов лучшими условиями, у тех пропадает желание вникать в задачи. Такой сотрудник будет считать, что всегда найдется бизнес, который предложит больше. А значит, нет смысла стараться и держаться за место», — добавляет эксперт.
На вопрос «Сферы» о долгосрочных последствиях Дарья Супрунова отвечает иначе.
«У части работников аукцион пробудит мотивацию: они почувствуют свою ценность, ведь за них «борются», при этом сами ничего не теряют. Но когда ажиотаж угаснет, работодатели внесут таких кандидатов в базы с пометкой: «мотивирован только финансово, ненадежен, легко перекупаем». Даже при дефиците кадров серьезные компании избегают таких специалистов», — говорит спикер.
Оправдан ли аукцион?
Подобные аукционы могут увеличить нагрузку на бизнес: компании не могут бесконечно повышать зарплаты. Кроме того, оценить реальные навыки кандидата по резюме сложно — возможны манипуляции. Например, приписывание себе более высокой квалификации.
Однако есть и плюс: работодатели начнут больше внимания уделять корпоративной культуре, ведь кандидатов привлекают не только деньги, но и здоровая атмосфера, ясные цели, уважение.
«Все зависит от целей участников. Пока очевидно одно: система выгодна в первую очередь SuperJob и тем, кто на этом зарабатывает», — резюмирует Дарья Супрунова.
Для остальных же эффективность и этичность такого формата остаются под вопросом: риски могут перевешивать возможные выгоды.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com