Закопать топор войны: что юристам нужно помнить про корпоративные конфликты

Корпоративные войны — обязательная черта ландшафта экономического рынка. Конфликты между организациями или наследникам возникают постоянно, но некоторые из них решаются плодотворно, а некоторые только увеличиваются в силе накала. Почему так происходит, что лежит за корпоративным конфликтом и от чего это зависит, эксперты обсудили в дискуссионной сессии «Воевать — нельзя — простить: психология участников корпоративных конфликтов».
Время прочтения: 4 минуты

Что такое корпоративный конфликт?

Это конфликт собственников бизнеса вокруг актива, напоминает Наталья Колерова, адвокат-советник адвокатского бюро «S&K Вертикаль». При этом его психологическую составляющую нельзя недооценивать. Например, если одна из сторон умирает в силу естественных причин, то ее наследники практически нивелируют суть спора и выходят на поиск решения ситуации. То есть, конфликт во многом был связан с плохими отношениями или особенностями личности. Или же зависает пауза в решении конфликта при том, что весь юридический контекст ясен и для доверителя все складывается хорошо. «Ты не можешь сначала понять, что происходит, а потом ты узнаешь, что ситуацию предали огласке и оппонент сильно оскорбил доверителя. Эта обида сильно влияет», — добавляет Алена Бачинская, адвокат-советник адвокатского бюро «S&K Вертикаль».

Что еще влияет на конфликт?

«Конфликт — это возможность разговора по существу. В зону правовой проблемы часто выносят лишь «фасад» ситуации, а причины могут лежать очень глубоко», — рассказывает психолог, гештальт-консультант Мария Бразговская. Нужно обратить внимание, нет ли третьей силы, которая участвует в конфликте, например, не замешаны ли в споре кредиторы компании или ее менеджеры. Важно изучить внешние условия и определить правильный момент для начала переговоров. Все эти критерии — лишь фон конфликта, отмечает Мария Бразговская.

Сама суть спора в большинстве случаев зависит от характера отношений оппонентов. «Это будет определять динамику, давать понимание, управляем ли конфликт или нет», — говорит эксперт. Если кто-то из сторон заинтересован в продолжении спора и отказывается от позитивных средств взаимодействия, то конфликт неуправляем.

Как медиатор влияет на конфликт?

На рынке увеличивается количество конфликтов, которые были урегулированы с помощью примирителей, обращает внимание Наталья Колерова. Это даже не медиаторы, которые заложены действующим законодательством, указывает эксперт. Порой, в их качестве выступают люди, далекие от переговорных процессов, однако они могут хорошо знать обе стороны конфликта, предысторию взаимоотношений, отношение сторон к финансам — все это помогает найти выход, который удовлетворит обе стороны.

В чем специфика работы медиатора?

Дмитрий Павлов, партнер компании «А1», обратил внимание на то, что медиатору приходится больше времени уделять одной стороне, если в конфликте присутствует психологическая составляющая. «Зачастую, тебе со своим партнером приходится работать больше, чем с оппонентом. Бывает и по-другому, зависит от конкретной ситуации», — добавляет он.

Насколько важно обходить психологические триггеры сторон?

Алена Бачинская рассказала о случае, когда медиатора-женщину пришлось сменить на медиатора-мужчину из-за закрепленной неприязни одной из сторон в лице первой супруги погибшего бенефициара дела. Любая женская фигура, будь то медиатор, адвокат или судья, не воспринимались ей из-за личной обиды. Этот момент пришлось учитывать в работе медиатора.

Что важно для адвоката по уголовным делам?

Владимир Алешин, руководитель уголовно-правовой практики адвокатского бюро «S&K Вертикаль» считает одним из обязательных умений адвоката по уголовным делам — понимание ситуации и ее возможные исходы. «Иногда, например, необходимо достучаться до доверителя и донести до него необходимость признать свою вину, если она доказана».

Чем должен завершаться конфликт?

Каждый конфликт должен завершаться мировым соглашением, настаивает Дмитрий Павлов. «Иначе выигравшая сторона не будет спокойно спать, если нет закрепленных договоренностей в конце, а проигравшая сторона будет в искушении к этому вернуться», — добавляет он. Эксперт привел пример, когда оппонент был осужден, и после того, как отбыл срок, возобновил спор.

Какова вероятность того, что конфликт закончится мирно?

Эксперты сошлись во мнении, что в последнее время уменьшается количество конфликтов, где одна из сторон планирует идти до «полного уничтожения противника». Мария Бразговская обращает внимание на то, что времена 90-ых прошли, и сейчас устанавливается новая этика корпоративных взаимоотношений. Люди, которые совместно выстроили свое дело, стремятся сохранить его, или разойтись мирно.

Более подробно о корпоративных конфликтах - в дискуссионной сессии «Воевать – нельзя – простить: психология участников корпоративных конфликтов».

Источник изображения: pixabay.com

Рекомендуем

Авторский взгляд

«Самые удачные расследования – те, о которых мало кто знает». Интервью о форензике в России

Форензик в России появился не так давно и, несмотря на свою эффективность, все еще не заработал достаточной популярности. Как корпоративные расследования лечат бизнес и в чем секрет их качества и результативности, рассказали основатели Forensic Alliance, председатель МКА «Юлова и партнеры» Елена Юлова, партнер аудиторско-консалтинговой фирмы «Ком-Юнити» Павел Самсонов, директор АНО «Финансовые расследования и судебные экспертизы», к.э.н. Сергей Ефимов, советник аудиторско-консалтинговой фирмы «Ком-Юнити» Сергей Герасимов.

Статья

Арбитражная битва уходит в онлайн

Игровые форматы, мастер-классы, обмен опытом и традиционные дискуссии – все это ждет гостей ПМЮФ 9 ¾ в рамках трека «Разрешение споров. Судебная и арбитражная практика. Уголовное право». Эксперты обсудят уголовные риски бизнеса, последние тенденции в российском и международном арбитраже, а также расскажут, как успешно выступить в суде.

Статья

Как не сесть за абсолютно любую сделку: вебинар LF Академии

Какие заблуждения об уголовной «безрисковости» – самые распространенные, как следствие и прокуратура видят хозяйственную деятельность сделок и что нужно помнить, чтобы обезопасить бизнес от уголовных рисков – на эти и другие вопросы ответил адвокат Дмитрий Кравченко.

Нужно хоть что-то написать