Понятие блогера и блога
Исключительное право на контент блогера – тема, которая наглядно демонстрирует современные тенденции отступлений от традиционных договорных правил. «С развитием интернета область защиты авторских прав и оборот исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности значительно трансформировалась. Это связано как раз с тем, что в интернете распространение этих объектов идет хаотично, за ними иногда сложно уследить. Также это связано с тем, что субъекты, которые такие объекты интеллектуальной собственности распространяют, даже не догадываются, что они создают какие-то охраняемые объекты», – говорит адвокат, юрист практики интеллектуальной собственности и информационных технологий адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Антонина Шишанова.
При этом законодательство не содержит определений блога или блогера. Под блогером, уточняет Антонина Шишанова, следует понимать лицо, которое размещает в интернете контент определенной тематики, имеет свою аудиторию и на чье мнение он может оказывать влияние. По факту даже юристы, публикующие свои статьи и заметки, отчасти являются блогерами, приводит пример эксперт.
Что касается блога, то это понятие, отмечает Антонина Шишанова, можно разделить на несколько элементов. В первую очередь блог – это учетная запись, сама страница в интернете, которая зарегистрирована на определенное лицо. Однако сама по себе учетная запись не представляет никакой ценности, так как у нее нет содержания. Блог формируется в тот момент, когда лицо начинает публиковать некий контент, поясняет юрист. Этот второй элемент и является тем основным активом, который впоследствии можно делить. Третьей составляющей блога является база подписчиков, аудитория, потребляющая контент. Чем больше аудитория, тем больше ценность блога.
Специфика блогосферы и ее влияние на правовые отношения
Контент, создаваемый блогерами, обладает несколькими особенностями, которые формируют договорные отношения:
- Специфика контента – именно она определяет, что на самом деле является объектом охраняемого объекта авторского права, объясняет Антонина Шишанова.
- Электронное взаимодействие. «Мы имеем дело с контентом, распространяемым в интернете. Соответственно, лица, потребляющие его, тоже находятся в виртуальной сети. Очень просто написать блогеру и спросить: «Можно я размещу эти материалы в своем блоге?». Получается одностороннее согласие от любого автора на использование и копирование. Мы отходим от традиционной схемы заключения лицензионных договоров и договоров об отчуждении авторского права», – говорит юрист.
- Упрощение схемы предоставления прав. Эта особенность связана с условиями пользовательского соглашения. Перед регистрацией в той или иной социальной сети пользователи должны принять правила площадки. Тем самым блогер соглашается на предоставление определенных прав этой социальной сети, причем, подчеркивает Антонина Шишанова, часто без прямой воли, так как очень немногие люди действительно внимательно изучают подобные соглашения.
Говоря о передаче исключительных прав в рамках блогосферы, важно разделять непосредственно объекты авторского права и неохраняемые объекты. В первом случае речь идет о фото, видео, тексте и музыке, которые являются результатом творческого труда. Чтобы использовать эти объекты, необходимо предварительно получить разрешение, объясняет адвокат, иначе правонарушителя могут привлечь к ответственности.
Вторая группа – неохраняемые объекты, они включают в себя сообщения о фактах, различного рода информацию, идеи и объекты, не имеющие признаков творческого характера. «Разрешение на их использование спрашивать нет необходимости. Если блогер постит в Instagram сторис о текущих событиях, – например, с крыши упал пласт снега, – он этим делится и не может запретить другому блогеру рассказывать об этом. Говоря об идеях, важно учитывать специфику блога. Например, в TikTok есть такая распространенная вещь, как тренды: какое-то лицо создает тренд, и остальные начинают за ним повторять. Эту функцию можно назвать идеей», – поясняет адвокат.
У использования контента, который является объектом авторского права, есть свои особенности. «Самый простой пример – блогер делает видео, накладывает на него музыку, которую написало другое лицо. Такому блогеру нужно озаботиться о том, чтобы получить согласие правообладателя на ее использование. Без согласия ее можно брать, только если музыка подпадает под свободное использование или она распространяется на условиях открытой лицензии», – рассказывает Антонина Шишанова.
В качестве примеров подобных дел могут послужить иск против Евгения Баженова или иски Ильи Варламова против ряда СМИ. Во всех случаях речь шла о использовании объектов интеллектуальной собственности без согласия автора или правообладателя: кинокритиком и ютубером Евгением Баженовом использовались фрагменты из кинофильмов, СМИ же использовали фотографии блогера Ильи Варламова. И в том, и в другом случае суд встал на сторону ответчиков, так как заключил, что использование было с целью цитирования, подчеркивает Антонина Шишанова.
Виды отношений по использованию контента
В процессе ведения своей страницы блогер взаимодействует с разными субъектами авторских прав. Например, если он заказывает какие-то материалы, то возникает фигура создателя контента. «Допустим, он заказал фотосессию. В таком случае ему нужно получить права на использование фотографий. Здесь будут применяться довольно простые стандартные схемы: заключение договор об отчуждении авторских прав, либо лицензионного договора», – объясняет Антонина Шишанова.
Другая важная фигура – рекламодатель, который может заказать распространение уже готового материала или создание материала по заказу. Оба вида отношений нужно регулировать и, по мнению адвоката, здесь тоже используется стандартная процедура – лицензионный договор или договор об отчуждении авторского права.
Гораздо сложнее и интереснее складывается взаимодействие между блогерами и площадками для размещения материала. «В силу принятия пользовательского соглашения блогеры уже соглашаются на предоставление неисключительной лицензии этим площадкам на использование материала. Делается это с помощью одного клика при принятии условий. Кроме всего прочего, здесь еще появляются пользователи, которые также могут использовать материал, который размещается в соцсетях. Причем зачастую у пользователей и блогеров нет прямых отношений, они получают право пользования от площадки. Все получается тоже по умолчанию, некоторые пользователи, наверное, даже не в курсе, что они получают такую неисключительную лицензию», – отмечает Антонина Шишанова.
По мнению юриста, такой формат отношений оправдывает себя, поскольку именно соцсети как информационные посредники занимаются распространением материалов. Однако, как подчеркивает эксперт, тут возникает несколько серьезных вопросов. Например – о воли пользователя-блогера. «Допустим, он действительно не читал условия пользовательского соглашения, хотя презюмируется, что он сделал это. Не читая эти правила, фактически блогер может не догадываться, что он там кому-то что-то разрешает использовать. Было дело, когда авторы постов во «ВКонтакте» обращались в суд относительного того, что им не нравилось, что кто-то делал репост записи. Якобы такому-то лицу не было дано согласие на использование объектов авторского права. Суд лаконично ответил, что, регистрируясь в такой сети, вы уже разрешаете, чтобы любой ваш контент использовался на условиях неисключительной лицензии», – приводит пример адвокат.
Вторая проблема связана с тем, что в момент соглашения с условиями площадки, сам объект авторского права может еще не существовать. То есть неисключительная лицензия заключается автоматически в тот момент, когда блогер что-то публикует. «Вопросов, которые касаются блогосферы и регулирования отношений по поводу распоряжения исключительными правами, очень много. Все это связано с тем, что сфера только развивается. О том, что надо соблюдать авторские права, начали задумываться только недавно. Надеюсь, что скоро появится чуть больше ответов, как это должно регулироваться, а пока живем с тем, что у нас есть», – резюмирует Антонина Шишанова.
Больше о том, как разные социальные сети регулируют репосты материалов, каковы последние тенденции в практике договорных отношений, а также как определять наиболее значимые договорные условия в области интеллектуальной собственности – в лекции «Договоры в авторском праве: отступление от сложившихся традиций».