Что изменит закон?
Согласно законопроекту, цифровые платформы-посредники будут обязаны:
- проверять продавцов через специальные системы перед допуском к торговле;
- обеспечивать прозрачность условий сделок и порядка оплаты;
- применять санкции к продавцам только при наличии таких условий в договоре, уведомляя их за три дня;
- предоставлять скидки только с письменного согласия продавца.
Как отметил вице-премьер — руководитель аппарата правительства РФ Дмитрий Григоренко, цель документа — создать безопасную и прозрачную среду для участников платформенной экономики, четко распределить ответственность цифровых посредников и обеспечить бизнесу эффективные механизмы разрешения споров
Антимонопольное регулирование
Особое внимание в законопроекте уделено вопросам антимонопольного регулирования. О проблемах в этой сфере говорили и в ходе Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ-2025). Партнер Адвокатского бюро ЕПАМ Наталья Коростелева предложила ввести спецтребования для крупных цифровых платформ.
«Если мы хотим защитить конкуренцию и ограничить цифровые платформы в их недобросовестных практиках, то целесообразно снизить порог регулирования до 25% от объема сделок», — отметила Наталья Коростелева, предложив запретить таким платформам практику демпинга и необоснованного повышения цен.
При этом электронная коммерция демонстрирует устойчивую динамику. По данным статс-секретаря — заместителя руководителя ФАС Сергея Пузыревского, в 2024 году объем рынка составил 9 трлн рублей при росте на 40%.
Разрешение споров
Новый законопроект вводит внесудебный порядок урегулирования споров. Согласно новым правилам, продавцы получат право подавать жалобы на действия платформ в электронном виде, а платформы будут обязаны рассматривать их в течение 15 дней. Если претензия окажется обоснованной, оспариваемое решение должно быть отменено в течение 48 часов.
Также законопроект включает ряд дополнительных мер: запрет на изменение алгоритмов сортировки товаров покупателями, четкое регулирование гражданско-правовых отношений между платформой, заказчиком и исполнителем, возможность участия платформ в софинансировании социальных и пенсионных программ для исполнителей, обязательное взаимодействие с налоговыми органами и требования к маркировке товаров.
Как пояснил Владимир Груздев, председатель правления Ассоциации юристов России, законопроект устанавливает правовые рамки для цифровых платформ-посредников.
«Принятие этих законов позволит тщательнее урегулировать отношения между всеми участниками рынка и создать дополнительные гарантии защиты их прав», — резюмировал Груздев.
Срок вступления закона в силу был перенесен с 1 марта 2026 года на 1 марта 2027 года. Как пояснил Владимир Волошин, директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития, этот дополнительный год необходим цифровым платформам для полноценной адаптации к новым требованиям.
«В нашем законопроекте мы четко зафиксировали существующие возможности. Более того, процесс его разработки прошел самый тщательный путь: оценку регулирующего воздействия, регуляторную гильотину — мы получили более 400 страниц замечаний и предложений, большинство из которых учли», — заявил Владимир Волошин на ПМЮФ-2025.
При этом авторы не исключают, что некоторые положения закона придется корректировать после его принятия, с учетом практики применения.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com