Закон о платформенной экономике: что ждет маркетплейсы и агрегаторы

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила комплексный законопроект о регулировании цифровых платформ. Планируется в ближайшее время внести его на рассмотрение в Госдуму. Документ направлен на ужесточение правил работы онлайн-площадок и усиление защиты прав потребителей. Если закон примут, он вступит в силу 1 марта 2027 года. В окончательную версию уже включили предложения от бизнеса и общественности.
Время прочтения: 7 минут

Что изменит закон?

Согласно законопроекту, цифровые платформы-посредники будут обязаны:

  • проверять продавцов через специальные системы перед допуском к торговле;
  • обеспечивать прозрачность условий сделок и порядка оплаты;
  • применять санкции к продавцам только при наличии таких условий в договоре, уведомляя их за три дня;
  • предоставлять скидки только с письменного согласия продавца.

Как отметил вице-премьер — руководитель аппарата правительства РФ Дмитрий Григоренко, цель документа — создать безопасную и прозрачную среду для участников платформенной экономики, четко распределить ответственность цифровых посредников и обеспечить бизнесу эффективные механизмы разрешения споров

Антимонопольное регулирование

Особое внимание в законопроекте уделено вопросам антимонопольного регулирования. О проблемах в этой сфере говорили и в ходе Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ-2025). Партнер Адвокатского бюро ЕПАМ Наталья Коростелева предложила ввести спецтребования для крупных цифровых платформ.

«Если мы хотим защитить конкуренцию и ограничить цифровые платформы в их недобросовестных практиках, то целесообразно снизить порог регулирования до 25% от объема сделок», — отметила Наталья Коростелева, предложив запретить таким платформам практику демпинга и необоснованного повышения цен.

При этом электронная коммерция демонстрирует устойчивую динамику. По данным статс-секретаря — заместителя руководителя ФАС Сергея Пузыревского, в 2024 году объем рынка составил 9 трлн рублей при росте на 40%.

Разрешение споров

Новый законопроект вводит внесудебный порядок урегулирования споров. Согласно новым правилам, продавцы получат право подавать жалобы на действия платформ в электронном виде, а платформы будут обязаны рассматривать их в течение 15 дней. Если претензия окажется обоснованной, оспариваемое решение должно быть отменено в течение 48 часов.

Также законопроект включает ряд дополнительных мер: запрет на изменение алгоритмов сортировки товаров покупателями, четкое регулирование гражданско-правовых отношений между платформой, заказчиком и исполнителем, возможность участия платформ в софинансировании социальных и пенсионных программ для исполнителей, обязательное взаимодействие с налоговыми органами и требования к маркировке товаров.

Как пояснил Владимир Груздев, председатель правления Ассоциации юристов России, законопроект устанавливает правовые рамки для цифровых платформ-посредников.

«Принятие этих законов позволит тщательнее урегулировать отношения между всеми участниками рынка и создать дополнительные гарантии защиты их прав»,  резюмировал Груздев.

Срок вступления закона в силу был перенесен с 1 марта 2026 года на 1 марта 2027 года. Как пояснил Владимир Волошин, директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития, этот дополнительный год необходим цифровым платформам для полноценной адаптации к новым требованиям.

«В нашем законопроекте мы четко зафиксировали существующие возможности. Более того, процесс его разработки прошел самый тщательный путь: оценку регулирующего воздействия, регуляторную гильотину — мы получили более 400 страниц замечаний и предложений, большинство из которых учли», — заявил Владимир Волошин на ПМЮФ-2025.

При этом авторы не исключают, что некоторые положения закона придется корректировать после его принятия, с учетом практики применения.

 

 

 

 Изображение создано Freepik, www.freepik.com

Рекомендуем

Статья

Маркетплейс в ответе: кто будет гарантировать качество интернет-товаров

Интернет-площадки могут обязать проверять ассортимент на предмет товарных характеристик, наличия контрафакта и других важных для покупателей аспектов. Повлияет ли данная мера на стоимость? Кто будет нести ответственность за некачественный товар, размещенный на маркетплейсе, — продавец или площадка? И как быть в случае обнаружения подделки? «Сфера» обсудила с экспертами.

Статья

Контрафакт на маркетплейсах: кто должен нести ответственность?

Потребителям нравится покупать товары на маркетплейсах как минимум потому, что не нужно вставать с дивана и тратить время на поход в магазин. Да и многим владельцам товарных знаков удобней и выгодней реализовывать продукцию через посредника. Однако на фоне роста популярности торговых площадок увеличилось и количество подделок. При этом понять, кто виноват в нарушении патентных прав, зачастую невозможно. Эксперты рассказывают, как сегодня маркетплейсы с этим борются и где искать нарушителей.

Статья

Политика маркетплейсов в отношении контрафактной продукции. Вебинар Legal Academy

Пандемия COVID-19 привела к стремительному росту e-commerce. Однако, вместе с развитием онлайн-торговли увеличился объем контрафактной продукции. Как бороться со злоумышленниками и по каким признакам выявить подделку — на эти и другие вопросы ответят эксперты.

Нужно хоть что-то написать