Часто полагают, что личный бренд — это исключительно про узнаваемость в социальных сетях. На практике определение гораздо шире. В первую очередь, это образ, который складывается в отношении какого-либо человека. Создать его можно не только за счет соцсетей. Инструментов гораздо больше: заявить о себе в профессиональном сообществе оффлайн, активно сотрудничать со СМИ, делиться опытом с новичками, формировать мощные кейсы.
Продуманный личный бренд не только повышает конкурентоспособность на рынке, но и вызывает доверие у окружающих, расширяет профессиональные горизонты, привлекает клиентов. Принято считать, что персональный бренд полезен только его владельцу, однако на деле он приносит выгоду всей компании.
Экспертность через блог
Арбитражный юрист по сопровождению дел о банкротстве Ярослав Сафронов уверен, что личный бренд неотъемлемая составляющая профессионала. Блоги он ведет уже более трех лет. Сейчас у него есть активные аккаунты сразу на семи площадках: в Тенчате, юридической социальной сети 9111, Harant, на Клерке, VC, а также Закон.ру и Ютуб.
«Я считаю, что профессионал не может стесняться заявить миру о себе. Его основная цель — поделиться с обществом информацией, повысить правовую грамотность населения чтобы каждый знал и умел защищать свои права и интересы. Учитывая, что сейчас мир цифровых технологий и нужно следовать трендам, чтобы быть конкурентноспособным. Быть в рынке и зарабатывать», — поделился мнением спикер.
Самое простое, что может сделать даже начинающий юрист — вести текстовый блог, советует Ярослав Сафронов. В нем можно делиться опытом, давать комментарии по той или иной отрасли права и освещать судебные акты Верховного или Конституционного Суда РФ.
Не забывайте о жизни
Доверие — фактор, на который ориентируются клиенты при выборе правозащитника. Создать его и привлечь лояльных клиентов помогает личный бренд, уверена ментор личного бренда, предприниматель, политанатилик Анастасия Попадьина. По ее словам, важно транслировать не только экспертизу, но и личные принципы, убеждения, отношение к рабочему процессу.
«Попробуйте не сухо рассказать о кейсе, а поделиться тем, какой подход помог прийти к победе. Например, в работе вы ищите оригинальные решения, или подобный случай уже был в практике. А, возможно, вы сделали максимум для того, чтобы удовлетворить потребности клиента, хоть и не выиграли дело. Можно также транслировать наглядно, например, увлеченность общения с клиентами, показывать некую эстетику рабочего процесса», — рекомендует эксперт.
PR-консультант, политолог, эксперт по формированию делового имиджа и личного бренда Лариса Беленкова считает, что именно авторитет является основой для выстраивания личного бренда, а не наоборот. Он строиться на базе устойчивого и сформированного уважения и репутации.
В продвижении, отмечает спикер, все зависит от целеполагания. Если у юриста цель только по рекламе своих услуг и ему не нравится заниматься соцсетями, существует много других инструментов. Это выступления на профессиональных мероприятиях, публикации в СМИ, участие в теле- или радиопередачах и т.д. Но, если человек преследует цель создать личный бренд, то в современном мире без продвижения в социальных сетях обойтись сложно.
«Важно держать баланс. Нужно показывать рабочие процессы, повседневную жизнь, пояснения законов. Также важно транслировать ценности и смыслы, раскрывать личность юриста. Чтобы показать, например, что человек реально разделяет ценности справедливости и толерантности, можно рассказывать, как он берется за сложные случаи, помогает людям в трудной ситуации. Обязательно нужно подсвечивать достижения, потому что личный бренд строится в первую очередь на них», — советует Лариса Беленкова.
Доверьтесь профессионалам
Многие именитые юристы работают по старинке. И казалось бы, зачем что-то менять, если их визитную карточку бережно хранят и трепетно передают из рук в руки сотни клиентов.
Однако формирование личного бренда — это то, что может раскрыть новые возможности в карьере и стоимости услуг.
«PR — это сложная профессия, которая совершенствуется семимильными шагами параллельно с развитием технологий. Юристы же не ведут, например, бухучет самостоятельно?», — говорит практикующий PR-специалист, консультант в сфере Public Relations Юлия Макаревич.
По ее словам, личный бренд — это не только работа с социальными сетями. Это также выстраивание контактов с журналистами, выступление на различных форумах и семинарах.
«Личный бренд — это следствие. Он выстраивается только тогда, когда у эксперта уже есть багаж знаний, или, как модно нынче говорить, «кейсов». Если мы говорим о молодом специалисте только из университета, популяризация личного бренда — это удачный способ наработать практику», — отмечает эксперт.
Личный бренд дилетанта
Копирайтеры, пиарщики и сторис-мейкеры могут писать за юриста тексты, отвечать на комментарии и создавать публикации для СМИ. В таких ситуациях сложно определить настоящую экспертность спикера. Не исключено, что за масштабными проектами может стоять дилетант.
«Настоящие юристы имеют цель повысить правовую грамотность своих читателей, разъясняют законы, делятся судебной практикой и рекомендациями по решению правовых задач, такой контент составляет 97%, остаток посвящен рекламе своих услуг и размышлениями на общие темы», — считает юрист Ярослав Сафронов.
Но главным признаком профессионализма были и остаются результаты деятельности. Юрист Дарья Эйвенман рекомендует узнать, на какой категории дел специализируется юрист, какой у него опыт работы, есть ли у него положительная практика по интересующему вопросу.
«Как себя обезопасить? Почитать отзывы в интернете, пообщаться лично, не заключать сразу же договор, записаться сначала на консультацию. Если на начальном этапе есть сомнения можно договориться о поэтапном ведении работы и предусмотреть оплату за каждый этап в договоре», — отмечает Эйвенман.
Также профи от дилетанта можно отличить, написав в личных сообщениях, задав уточняющие вопросы по теме и посмотреть на скорость реакции, полноту сведений в ответе, а также обратить внимание на то, как юрист общается в комментариях под своим блогом.