Предназначение
Сразу скажем, что ни один из опрошенных «Сферой» юристов не готов уйти в другую сферу деятельности. Даже с учетом наличия другого профильного образования.
«Пришел в профессию с одной стороны из «противоположной» сферы, а с другой стороны — из «профильной». До получения статуса адвоката — я служил в следственных органах МВД России по Москве. Свой путь прошел от рядового следователя до руководителя следственного органа. Именно полученный долгий опыт работы следователем в настоящий момент позволяет быть минимум на шаг впереди следователей. Как я люблю говорить: «они только подумали, а я это сделал еще неделю назад», — рассказывает о своем призвании Дмитрий Клинков, заместитель председателя Московской коллегии адвокатов «Клинков, Пахомов и Партнеры» (KP&Partners).
Счастливый случай привел в профессию и Ольгу Попову, руководитель консалтинговой компании «Лигал Эксперт».
«Я с отличием окончила технический ВУЗ, и вслед за своими первыми работодателями, которые в 1997 году решили заняться регистрацией предприятий, пошла заочно учиться на юриспруденцию. И вот уже 26 лет в профессии с пониманием того, что это мое предназначение. Техническое образование мне всегда очень помогало, способствуя развитию логического и системного мышления. Я даже как-то написала статью «Юрист — профессия не гуманитарная». А юридические навыки, умение работать с законами, как это не удивительно звучит, помогли понять законы мироздания и вывести универсальные принципы решения любых жизненных ситуаций», — рассказала она в комментарии «Сфере».
Муки творчества
Представители профессии не скрывают, что влюблены в нее благодаря тому, что она дает возможность покреативить. Так, Кристина Янковская, ведущий юрист АО «Интернет-Проекты», сравнивает право с музыкой, которую можно обыгрывать по-разному.
«Я работаю с договорами и это довольно творческий процесс. Когда ты составляешь новый договор, нужно просчитывать несколько вариантов развития событий и предвидеть риски. Если говорить о составлении внутренних документов для бизнеса, то здесь вдохновляет масштаб работы: создать некую схему документов, основываясь на внутренних бизнес-процессах компании и сделать все это эффективным и полезным. Когда ты видишь результат своей работы это приносит удовольствие», — рассказывает эксперт.
С ней согласна и Елена Исаева, управляющий партнер ЮА "Исаева и партнеры":
«За 12 лет непрерывной практики изменился мой взгляд на профессию. В начале карьеры я представляла задачей юриста в твердом следовании закону. Теперь я вижу в этом творческий аспект: за юридическими текстами стоят реальные жизненные ситуации, люди и сложные отношения между ними. Задача юриста — найти нужные нити для распутывания клубка проблем. Это осознание стало для меня вдохновляющим. Сочетание воображения с логикой и профессиональными системными знаниями дают мне энергию для реализации».
Ключ ко всем сферам
Представители профессии в голос говорят и о том, что юриспруденция позволяет развиваться в абсолютно разных сферах экономики.
«Вдохновляет в работе то, что есть постоянная возможность профессионального роста: например, работая в IT-компании, знания растут не только в сфере права, приходится сталкиваться с технической частью, которая для меня порой является сложной. И это тот самый случай, когда сложность не пугает, а вызывает интерес. Работа с интеллектуальной собственностью брендов одежды приоткрывает завесу творческого процесса и учит относится к творческому труду с уважением», — рассказывает Кристина Янковская.
Юриспруденция очень многогранная, дополняет Елена Линник, заместитель директора юридической компании «Паритет».
«Это и навык выступлений, и навык делового письма, и умение вести переговоры, умение мыслить критически и анализировать. Это действительно очень интересно, и тут не заскучаешь. К тому же это большое поле для саморазвития. Каждый раз законы и практика меняются, нужно держать руку на пульсе», — подчеркивает Елена Линник.
«Рыжее пятно вместо белки»
Но, увы, не все так гладко в профессии юриста.
«Юристы — мастера «загоняться», превращаясь из белки в колесе в рыжее пятно. Нужно всегда помнить, что отсутствие отдыха, перезагрузки и, как следствие, плохое самочувствие не принесет пользу ни себе, ни окружающим», — рассказывает Лилия Максина, генеральный директор юридического агентства «Форсайт».
«К выгоранию могут привести пиковые нагрузки, всегда короткие «горящие» сроки. А для новичков — отсутствие клиентов длительное время, может заставить будущего специалиста сдаться», — считает Максим Меньшиков, руководитель «ЭкспертЮрист».
«Повторяющиеся рутинные задачи, результат от выполнения, которых неочевиден, могут привести меня к выгоранию. Именно поэтому такой функционал я стараюсь делегировать, поскольку со временем это приводит к демотивации и смене проектов», — дополняет Михаил Деревянко, заместитель генерального директора ОЭЗ «Авангард».
По словам Дмитрия Бурковского, юриста «Миграционного центра», юридическая профессия нередко сопряжена с высоким уровнем стресса, обусловленного строгими требованиями и большой ответственностью. Сложные дела, временные рамки и постоянно меняющеееся законодательство могут привести к профессиональному выгоранию. «Эмоциональное перенапряжение, связанное с работой над сложными делами клиентов, также может стать причиной ухода из профессии», — говорит Дмитрий Бурковский, юрист «Миграционного центра».
Как говорит Анна Соколова, адвокат коллегии адвокатов «BRAND», руки могут опуститься, и когда делаешь все возможное, а результат оказывается совсем не тем, на который рассчитываешь.
«Несколько раз я даже хотела уйти из профессии, но потом все-таки приходило осознание, что я люблю свою работу и люблю помогать людям. А если я все это брошу, то станет ли от этого лучше?», — признается она.
«Выгорание может наступить в случае перегрузки задачами. Я веду дела на всей территории Российской Федерации, занимаюсь проектом в Республике Беларусь. В день у меня бывает по 2 перелета. В начале мне это нравилось, но постепенно дни стали, как один, а разница в городах стерлась. Для меня стало обыденным утром быть в Санкт-Петербурге, а вечером в Татарстане или Чечне», — делится опытом Наталья Тарасова, юрист в области налогового права, гражданского права и арбитражного процесса, автор более 10 научных работ.
Перезагрузка
Но способы справиться с усталостью у юристов есть.
«Важно научиться разделять личное и рабочее, чтобы эмпатия не переходила в эмоциональную перегрузку. Нужно иметь хобби и интересы вне работы, полноценно отдыхать для сохранения баланса. Важно видеть творческий потенциал в каждой задаче, чтобы работы не казалась скучной», — поясняет Елена Исаева.
То, что рутина - одна из причин профессионального выгорания говорит и Елена Линник. «Работа становится автоматической и в этом не будет души и энергии точно. Мой способ не выгорать — расширять сферу услуг и постоянно учиться», - утверждает эксперт.
Спасаться от депрессии помогают добрые дела. «Особое внимание хочу уделить спорам, касающимся детей. Это, наверно, самое важное в моей работе. Когда мы помогаем детям обрести семьи, получить положенное содержание, пособия, получить сиротам положенное жилье. Вернуть детей в семью или изъять их из опасных условий жизни», — рассказывает Кристина Шекина, юрист «Юридической службы Кристины Шекиной».
Сладкий вкус побед
Как признаются представители профессии, у них всегда есть мощная мотивацией, которая заставляет работать еще усерднее.
«Меня вдохновляет возможность оказывать существенное влияние на судьбы людей, предоставляя им квалифицированную юридическую помощь и защищая их законные интересы», - говорит Дмитрий Бурковский.
«Меня удерживает в профессии страсть к правовой работе и желание помогать клиентам, решать их юридические проблемы. Меня вдохновляет возможность применять свои навыки и знания в решении разнообразных юридических вопросов. Люблю браться за самые сложные дела, такие от которых отказались другие специалисты и обозначили, как невозможные к разрешению. Я получаю удовольствие от того, что могу решить проблему, которая оказалась другим непосильной», — делится Наталья Тарасова.
«В профессии лично меня ничего насильно не удерживает — это моя жизнь, и я её люблю. А на продолжение этой жизни мотивируют исключительно победы», — резюмирует Дмитрий Клинков.
Особая каста
Есть еще два важных мотивационных момента, которые отмечают представители профессионального сообщества.
Первое, что юристы — это особое профессиональное сообщество.
«Ты либо юрист, либо не юрист, третьего не дано. С удовольствием общаюсь с коллегами, считаю юристов именно коллегами, а не конкурентами. Очень люблю специфический юридический юмор», — говорит Лилия Максина.
И второе: представители профессии не просто оказывают стандартизированный набор услуг, а помогают менять этот мир. «У юристов на самом деле великая миссия — изменить мышление людей: от борьбы и конфликтов к единению и пониманию друг друга. Юристы оказывают огромное влияние на своих клиентов в части видения их ситуаций. Пока чаще всего неосознанно юристы поддерживают конфликт и даже способствует его развитию. Но в наших силах все изменить. И это приведет к изменению общества, кстати, и юридической профессии тоже», — резюмирует Ольга Попова.
Не только матераильные стимулы заствляяют юристов оставаться в профессии. Для многих профессия — это путь к тому, чтобы делать что-то значимое и важное для общества: помогать людям, добиваться справедливости и создавать основу для правового государства.