Вылета не будет: на какие выплаты можно рассчитывать пассажирам при отмене рейса

В минувшие выходные российские аэропорты столкнулись с массовыми ограничениями на прием и выпуск самолетов из-за атак беспилотников. В итоге было отменено около 500 вылетов, задержано почти 2 тысячи рейсов. Люди провели часы в аэропортах в ожидании своего борта. Смогут ли они получить компенсацию? Придется ли пассажирам обращаться в суд, чтобы вернуть деньги? И как действовать в случае, когда билет есть, но рейс отменяют? «Сфера» разбиралась вместе с экспертами.
Время прочтения: 7 минут

Коллапс, который случился в период с 5 по 7 июля, затронул тысячи граждан, которые не смогли вовремя добраться до места назначения. Очереди скопились и в билетных кассах — люди массово решили вернуть деньги или обменять билеты. При этом, как говорит директор юридической компании «А.Лигал» Юрий Александров, рассчитывать на какие-то дополнительные компенсации пассажирам в этом случае не стоит.

«Отмена авиарейса вследствие угрозы атак БПЛА относится к случаям неисполнения обязательств вследствие непреодолимой силы. В силу ст. 401 ГК РФ авиаперевозчик в подобных случаях освобождается от применения мер ответственности, например, взыскания неустоек и штрафов, но не освобождается от обязанности вернуть плату за неиспользованный авиабилет», — говорит спикер.

В случае, если пассажир отказывается от авиаперелета вследствие задержки либо отмены рейса, вызванного угрозой атак дронов, в силу п.2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ и п.227 Приказа Министерства транспорта России от 28.06.2007 N 82 (далее- Авиационные правила) у пассажира возникает право на возврат стоимости билета вне зависимости от того, был ли его билет возвратным или нет.

«Судебная практика подтверждает такую позицию, например, Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 01.11.2024 N 88-26433/2024 (УИД 77MS0129-01-2024-000132-67)», — дополняет Юрий Александров.

В Роспотребнадзоре подтверждают: деньги, в том числе за невозвратный билет, авиакомпании обязаны вернуть. А если в результате задержки рейса пассажир понес убытки (опоздал на другой рейс, не успел на запланированное мероприятие и пр.), он также может рассчитывать на возмещение ущерба от перевозчика. Но для этого нужно направить авиакомпании претензию, приложив документы, подтверждающие убытки (оплаченные билеты и пр.).

Не улетел — поставить отметку

Пассажиру, рейс которого отменили, необходимо обязательно поставить отметку.

«В силу п.228 Авиационных правил для подтверждения вынужденного отказа от перелета пассажиру должны сделать отметку в посадочном талоне либо выдать иной подтверждающий документ, который далее можно использовать для доказывания в суде, в частности по делу о взыскании стоимости авиабилета при необоснованном отказе компании в возврате денежных средств за него», — поясняет Юрий Александров.

Кроме того, эксперт ссылается п.99 Авиационных правил, где описаны права пассажира в аэропорту в случае задержки или отмены рейса, согласно которым в подобных ситуациях авиаперевозчик обязан:

  • предоставить специальную комнату пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • предоставить два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечить прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечить горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;
  • разместить в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;
  • обеспечить доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  • организовать хранения багажа.

Билет в суд

Если авиакомпания отказывается возвращать уплаченные за билет денежные средства, пассажиру направить на юридический адрес авиакомпании письменную претензию с банковскими реквизитами для возврата суммы, причем ценным письмом с описью вложения.

«Если она не будет удовлетворена, следует обращаться в суд с иском о взыскании стоимости билета, штрафа в размере 50% от стоимости билета за отказ в добровольном удовлетворении требования потребителя, компенсации морального вреда за необоснованный отказ, а также расходов на юриста», — поясняет Юрий Александров.

По словам эксперта, судебная практика подтверждает возможность взыскания штрафов и компенсаций при необоснованном отказе в возврате денежных средств за билет (Апелляционное определение Московского городского суда от 08.10.2024 по делу N 33-36310/2024 (УИД 77RS0021-02-2023-010256-14).

 

 

Изображение создано Freepik, www.freepik.com

Рекомендуем

Статья

Перебор с правами: как потребительский экстремизм стал угрозой для бизнеса

На одной из сессий XIII Петербургского международного юридического форума эксперты в области защиты прав потребителей, представители регуляторов и бизнес-сообщества обсудили проблему «потребительского экстремизма». О том, как данное явление прогрессирует в последние несколько лет и способах борьбы с ним, читайте в материале «Сферы».

Статья

Посредник или магазин: как маркетплейсы обяжут нести ответственность перед клиентами

В наступившем году планируется уравнять интернет-магазины, сервисы частных объявлений и агрегаторы такси с офлайн-магазинами. Как изменится работа агрегаторов? Повлияет ли это на стоимость услуг? О необходимости и эффективности данной инициативы «Сфера» побеседовала с экспертами.

Статья

ВС на защите потребителей: обзор важных решений

Верховный суд опубликовал обзор судебной практики, который касается ФЗ №2300. Эксперты «Сферы» разобрали самые важные изменения в подходах применения законодательства о защите прав потребителей. В обзор вошли 24 правовые позиции. Мы выделили ТОП-6 самых интересных.

Нужно хоть что-то написать