Защита для ТЦ
Торговые центры в РФ потеряли определенный процент арендаторов. В основном это магазины одежды, косметики, парфюмерии, ювелирных украшений и стройматериалов заморских брендов. Некоторые компании полностью покинули российский рынок, другие заняли выжидательную позицию, остановив работу на неопределенный срок. Ряд корпораций не стал увольнять сотрудников, а продолжил выплачивать на период простоя проценты от зарплаты, «позабыв», впрочем, об арендных обязательствах.
В июле президент Владимир Путин подписал закон, дающий торговым комплексам право требовать от магазинов и ресторанов ушедших иностранных брендов прежние суммы арендной платы, а также возможность расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке без штрафов. Защитная мера вводится для арендодателей, столкнувшихся с существенным снижением платежей (более чем на 50%).
Также закон устанавливает порядок погашения регистрационной записи об ипотеке в ситуации, когда залогодержатель — иностранное лицо — после исполнения перед ним всех обязательств уклоняется от представления в регистрирующий орган заявления о прекращении ипотеки. В этом случае запись будет погашена на основании заявления залогодателя и сведений уполномоченного банка о полном исполнении его обязательств перед залогодержателем.
Кто за ремонт заплатит?
Начиная с февраля, более 400 мировых корпораций сообщили о прекращении работы в России. Некоторые компании приостановили работу целых заводов и поставку продукции, отдельные — закрыли представительства. Жертвой ухода иностранных компаний оказались, в том числе, частные клиенты. На многие уже проданные товары установлены многолетние гарантии, которые необходимо исполнять. Кто, например, проведет и оплатит ремонт недавно купленных Renault, Skoda, Volkswagen, Audi, Jeep и автомобилей других зарубежных марок?
Стоит отметить, что большинство производителей не ушли с рынка, а либо приостановили свою деятельность (поставки новых товаров), либо передали активы российским партнерам. Таким образом, в этой части гарантия остается неизменной, а отказ — повод пожаловаться в Роспотребнадзор, прокуратуру и другие инстанции. Также можно обратиться с иском в суд, отмечает адвокат, заместитель управляющего партнера Адвокатского бюро «Гестион» Антон Гришко.
«А вот если производитель ушел окончательно и бесповоротно, тут сложнее, поскольку гарантия остается, но предъявить требования по ней некому, как и жаловаться на кого-то. Но и тут есть нюанс — товар покупается не у производителя, а у регионального дилера. Это делает его субъектом для претензий покупателя, ведь с точки зрения российского закона отказ поставщика от своих обязательств не является ни форс-мажором, ни любым другим обстоятельством, которое освобождает продавца обязательств», — считает эксперт.
Наверное, впервые в масштабе страны граждане столкнулись со своего рода страховым случаем, когда уходят или собираются уходить в том числе уполномоченные представители продавцов и изготовителей. Руководствуясь законом о защите прав потребителей, решить проблему можно, если компания оставила в России какое-то уполномоченное лицо для работы с претензиями и подачи исков по товарам.
«Однако если таких представителей не осталось, у отечественного покупателя остается лишь один вариант — обращаться со своими требованиями непосредственно к иностранному производителю или продавцу. Сделать это можно и в российском суде: закон не запрещает решать вытекающие из него споры с иностранным продавцом или изготовителем. Кроме того, страховые компании всегда находятся в поиске новых продуктов. Тренды не вечны, бывает, что появляется что-то новое. Мне кажется, сейчас тот исторический момент, когда страховщики могут обсудить возможность разработки подобного предложения — страхования от интересов потребителя на гарантийный период или срок службы товара на случай прекращения деятельности продавца или изготовителя», — полагает управляющий партнер адвокатского бюро Москвы «Матюнины и Партнеры» Олег Матюнин.
Подхватить «тренд» могут не столько страховщики. Юристы отдельных фирм уже предлагают подписываться под исками к зарубежным компаниям людям, чьи права были нарушены. Так, под эгидой адвокатского бюро «Чернышов, Лукоянов и партнеры» россияне подали иск к стриминговому сервису Netflix, так как их подписки на услуги платформы были безвозвратно аннулированы. Представители бюро говорили о 20 истцах и почти 100 заявках, чтобы присоединиться.
Юристы компании отмечали, что отказ Netflix от предоставления услуг в одностороннем порядке является прямым нарушением прав пользователей согласно Гражданскому кодексу России и закону «О защите прав потребителей». Согласно договору Netflix с клиентами, право на односторонний отказ есть только у пользователей, а сервис может лишь автоматически продлевать подписку в случае, если пользователь сам от неё не откажется. Ответчиком в этом деле выступала российская компания ООО «Развлекательный онлайн-сервис», являющаяся оператором стримингового сервиса в России.
Другой выход
В случае закрытия всех сервисных центров бренда у потребителя также остается возможность отремонтировать товар самостоятельно и взыскать потраченные деньги непосредственно с производителя, отмечает адвокат бюро адвокатов «Де-юре» Юлия Шипцова в беседе со «Сферой».
«Если зарубежная организация откажется выполнять требования, отстоять свои права помогут российские суды, которые вероятнее всего встанут на сторону потребителя и вынесут решение о возмещении расходов на исправление недостатков товара. Так, в процессе рассмотрения уже находятся коллективные иски к компании ИКЕА, нам остается лишь дождаться судебного решения», — подчеркивает Шипцова.
Ремонтировать технику за свой счет, конечно, можно, но найти комплектующие на отдельные категории товаров уже проблематично. Представители сервисных центров уже заявили о проблемах с поставками: многие спасаются тем, что осталось на складах. Впрочем, если дело касается какого-то старого устройства, вероятность починить его с использованием оригинальных комплектующих довольно мала. В целом ситуация с сервисным обслуживанием брендов, ушедших или приостановивших деятельность в России, сложная. Закон на стороне потребителя, но просто принести сломавшееся оборудование в магазин, и через пару недель получить новое или отремонтированное, уже будет сложнее.
Многие юристы считают, что лучшего способа получить положенные по закону гарантии и сервисы, чем коллективный иск, практически нет. Кроме того, он менее затратный, так как судебные расходы делятся на всех заявителей. Коллективный иск начинается от 20 человек, а присоединиться к нему можно на любой стадии рассмотрения дела.
Источник изображения: freepik.com