История групповых исков в России началась в 2009 году с принятия закона, регулирующего корпоративные споры. Как отмечает финансовый уполномоченный Денис Новак, при разработке документа стояли три ключевых вопроса:
- Какую модель участия заинтересованных лиц выбрать?
- Сколько участников должно быть в группе?
- Стоит ли унифицировать этот механизм для всех процессуальных кодексов?
Потребовалось десять лет, чтобы эти нормы нашли отражение в Гражданском процессуальном кодексе. И это стало важным шагом — теперь групповые иски доступны гораздо большему кругу людей. Об этом говорили и на Петербургском международном юридическом форуме.
Как отмечают эксперты, сегодня групповые иски чаще всего применяются в следующих сферах:
- Споры о ценных бумагах
- Трудовые конфликты
- Административные и корпоративные споры
- Защита прав потребителей
Проблема финансирования
Заведующий кафедрой гражданского процесса Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева Владимир Ярков считает одной из ключевых проблем — финансирование групповых исков.
«Если лица, присоединяющиеся к истцу, не входят в соглашение о распределении судебных расходов, то истец-представитель работает бесплатно, при этом на нем лежит и бремя доказывания, и бремя извещения», — пояснил спикер ПМЮФ.
Эффективность в защите прав потребителей
Практика Роспотребнадзора демонстрирует эффективность этого инструмента в защите прав потребителей. Заместитель начальника управления федерального государственного контроля в области защиты прав потребителя Наталья Павлюченко еще на ПМЮФ сообщила, в 2024 году ведомство подало 53 групповых иска, а всего с момента введения механизма — 222.
При этом уровень удовлетворения исков достигает 72%. Это свидетельствует о действенности механизма. Наиболее частые основания для подачи исков — причинение вреда здоровью при оказании услуг.
Риск для бизнеса
Но у медали есть и обратная сторона. На это обращает внимание директор судебно-претензионного департамента Ozon Эльдар Загидуллин.
«Это безусловное благо для общества, создающее большие возможности для истцов и процессуальную экономию для судебной системы. Однако консолидация требований создает серьезные правовые, экономические и репутационные риски для ответчиков», — объяснил эксперт.
Эту проблему, по словам Эльдара Загидуллина, поможет решить досудебный контроль, судебное оспаривание и этап возмещения расходов при успешной защите.
При этом эксперты говорят о том, что для бизнеса групповые иски — не абстрактная угроза, а реальный фактор риска, который важно учитывать в системе управления компанией.
«Бизнес должен воспринимать групповые иски как живой институт, который необходимо встраивать в систему менеджмента и оценки рисков», — отмечает Екатерина Ерова, старший юрист юридической фирмы «Меллинг, Войтишкин и партнеры».
Российская система групповых исков напоминает весы: с одной стороны, мощный инструмент защиты прав граждан, с другой — определенный вызов для бизнеса. В потребительских спорах этот механизм уже доказал свою эффективность. Но чтобы он работал лучше, предстоит доработать систему финансирования таких исков и схемы досудебного урегулирования. В противном случае, предупреждают специалисты, эта система может спровоцировать злоупотребления и необоснованные претензии.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com